InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok Назад

Аутскулинг в тренде: почему домашнее обучение входит в моду

Оглавление

Аутскулинг, или обучение на дому, становится все более частым выбором родителей российских школьников. Согласно исследованию Ассоциации развития семейного образования (АРСО), по итогам прошлого учебного года в нашей стране на домашнем обучении находились более 20 тыс. детей, или примерно 0,13% общего количества школьников.

На начало 2015/16 учебного года в форме семейного образования обучалось почти в 2,5 раза меньше — 8452 человека, или 0,058% общего числа учащихся, приводят статистику авторы совместного исследования Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и НИУ ВШЭ «Семейное образование в России и за рубежом».

По словам президента АРСО Алексея Семенычева, по числу учащихся на дому в мире лидируют США и Канада.

По данным исследования Home Schooling in Canada Института Фрейзера в Ванкувере, в США, например, уже в 2010 году было 2,04 млн (около 4%) школьников, обучающихся вне школы.

В России официальная статистика обучающихся на дому не ведется, говорит Алексей Семенычев: «Но мы видим рост интереса родителей к семейному образованию по тому, как растет аудитория наших фестивалей, конференций и вебинаров». «В России home schooling развивается из-за недовольства системой школьного образования», — отмечает эксперт. Например, в Америке на домашнее обучение многие уходят по религиозным причинам.

По данным Росстата, число недовольных качеством образовательных услуг выросло с 10,1% всех семей, имеющих детей до 15 лет, в 2015 году до 14,8% в ;2017-м.

В 5% случаев выбор в пользу домашнего обучения сделан в связи со здоровьем ребенка, в 38% причиной становится потеря мотивации, сложности при обучении в школе и потребность в укреплении внутрисемейных связей; в 52% случае родители считают, что школа нерационально расходует время на изучение предметов, не обеспечивает достаточного качества образования, говорится в исследовании МГППУ и НИУ ВШЭ. Усредненный портрет родителей хоумскулеров таков: им от 25 до 49 лет, они воспитывают двух и более детей, это горожане с высшим образованием и работой, активные участники онлайн-сообществ.

«Родители хотят, чтобы их дети получили действительно качественное образование, не будучи замкнуты в довольно тесных и не всегда удачных рамках школьной программы», — отмечает председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», генеральный директор аналитического центра «Семейная политика. РФ» Павел Парфентьев.

Кроме того, родители выбирают домашний формат обучения, чтобы освободить время ребенка для подготовки к олимпиадам, конкурсам и соревнованиям высокого уровня, отмечает директор московской школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов.

Школа на дисплее

«Нам пришлось выбирать: либо учиться в очень слабой средней школе, либо за компьютером», — говорит Юлия Губанова-Тен, мать 16-летней Полины Олейниковой. В седьмом классе она перевела Полину на дистанционное обучение сначала в санкт-петербургскую, а затем в московскую онлайн-школу. Семья при этом живет в Алма-Ате, в Казахстане.

Ежедневно по каждому предмету Полина просматривает видеоуроки по 15–20 минут каждый и может задать преподавателю в чате возникшие вопросы. Она проходит необходимые объемы тестов и контрольных работ, получает четвертные оценки. При этом ребенок учится самостоятельно, у девочки вырос интерес к учебе и уровень личной ответственности, говорит мама Полины: «Остается дополнительное время на занятия в спортивной секции».

В арсенале школы сегодня достаточно технологий для организации полноценного обучения онлайн, говорит руководитель проектов «Экстернат» и «Домашняя школа» онлайн-школы «Фоксфорд» (резидент фонда «Сколково») Юлия Шароватова: «Мы используем собственную платформу онлайн-обучения». Заниматься онлайн, по ее словам, можно индивидуально или в группе, смотреть уроки — в режиме реального времени или в записи. За нагрузкой и успеваемостью следят персональные кураторы.

Родителями могут и сами выстраивать учебный график, лишь при необходимости консультируясь с педагогом в чате, говорит Юлия Шароватова: «Некоторые онлайн-школы высылают материалы в электронных учебниках либо в формате видеолекций».

«Мы на коммерческой основе заключаем договор о партнерстве с частной школой, у которой есть государственная лицензия и аккредитация, и наши ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ в школах-партнерах в соответствии с российским законодательством об образовании», — говорит руководитель отдела маркетинга Домашней школы «ИнтернетУрок» Ольга Перлина. Перед тем как заключить договор, школа-партнер, по ее словам, проверяет учебные программы онлайн-школы.

Единственная сложность — выпускной экзамен проводится очно. Полине Олейниковой из Алма-Аты пришлось ехать на ОГЭ с мамой в Москву. А аттестат государственного образца девочка получила по почте.

Пока только 8% родителей готовы к домашнему обучению ребенка — такие оценки приводят авторы исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий компании «Нетология-групп», проведенного в соавторстве с фондом «Общественное мнение», НИУ ВШЭ и Фондом развития интернет-инициатив. При этом 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн.

Большинство самих школьников готовы получать онлайн-образование. А внедрение EdTech (образовательных технологий) в среднее образование поощряется государством, говорится в исследовании: «Одна из проблем среднего образования РФ — увеличение числа малокомплектных школ. Решить ее можно за счет частного бизнеса, в том числе с привлечением онлайн-технологий».

Проникновение онлайна в сегмент общего среднего образования станет одним из драйверов рынка, и к 2021 году достигнет 1,5%, или 10,5 млрд руб. в денежном выражении.

По подсчетам интернет-журнала «Семейное образование», сегодня в целом в стране 125 организаций в 17 городах практикуют семейные и дистанционные формы обучения, к которым могут присоединяться желающие из всех регионов и стран СНГ.

Основной спрос на дистанционную форму обучения будет идти из регионов, говорит руководитель направления «Образование» ИТ-кластера фонда «Сколково» Екатерина Рыжкова: «Им не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню».

Например, 1457 столичных школ подключены к ресурсам проекта «Московская электронная школа» (МЭШ), на котором собран весь школьный контент в цифровом виде.

По своей сути МЭШ — огромный банк знаний, говорит Илья Новокрещенов: «Это и библиотека электронных учебников и учебных пособий, и сценарии уроков, и цифровые лаборатории, и электронный журнал и дневник. Платформу можно использовать для организации дистанционной поддержки обучения детей».

Семейная политика

Развитие дистанционных форм обучения — важная задача в рамках повышения качества образовательной среды, заявили РБК+ в пресс-службе Минобрнауки РФ: «В рамках нацпроекта создается Центр цифровой трансформации образования. Совместно с Минкомсвязи и Рособрнадзором будут разработаны и внедрены модели цифровой образовательной среды, ее федеральной и информационно-сервисной платформы. Все школы будут обеспечены высокоскоростным интернетом».

В Минобрнауки отмечают, что цифровизация образования не только расширяет доступ детям к знаниям, но и снижает бюрократическую нагрузку на педагогов.

По прогнозам Агентства стратегических инициатив (АСИ), массовое распространение цифровых образовательных услуг возможно уже к 2021–2024 годам. «В большинстве школ педагоги уже работают с использованием «цифры». Но пока это использование элементов цифрового образования в традиционном образовательном процессе», — сообщил руководитель проекта АСИ «Цифровая платформа для работы высокомотивированных и одаренных детей и их сопровождения» Александр Кондаков.

Либеральный подход

В России закон «Об образовании» еще в редакции 1992 года утвердил возможность выбора для школьников учиться в школе или вне ее стен, а Конституционный суд РФ в 2000 году гарантировал доступность такой формы получения образования.

Современными федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) также предусмотрено получение общего образования в очно-заочной или заочной форме, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Допускается и сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Российское законодательство достаточно лояльно к правам семьи на выбор домашнего или семейного образования, отмечает председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», гендиректор аналитического центра «Семейная политика. РФ» Павел Парфентьев: «Государственный контроль за семейным образованием ведется в сравнительно разумных пределах». В Германии, например, по его словам, семейное образование запрещено. По данным национальной организации по домашнему обучению Швеции Rohus, с 2011 года в стране фактически введен запрет на современное домашнее образование.

Противопоказания

Семейное обучение не всегда способно решить задачу социализации, говорит Алексей Семенычев: «Есть дети, которые в шестом-седьмом классах просятся в школу, потому что им скучно дома». Не всегда домашнее обучение целесообразно в отношении детей, склонным к точным наукам, считает профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Для будущих математиков и физиков, по ее словам, важен постоянный контакт с хорошим учителем. Дистанционное обучение, по ее мнению, тоже нуждается в живых тьюторах — наставниках, которые помогают ребятам организовать обучение с использованием новых технологий.

«Учитель остается центральной фигурой в системе отечественного образования, и дистанционные технологии неспособны в полной мере заменить педагога», — отмечают в Минобрнауки. 

Источник: РБК+

Вопрос-ответ

Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?

InternetUrok

На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?

InternetUrok

Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?

InternetUrok

О домашнем образовании

InternetUrok
19 апреля 2019
InternetUrok 6 504
Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru

Понравилась статья?

Также по теме:

все статьи
InternetUrok
Обратный звонок
Оставьте номер телефона и мы перезвоним вам в течение 15 минут (по будням c 10.00 до 19.00)
Услуга бесплатная
Личный кабинет ученика
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Войти
Рады видеть вас снова!
InternetUrok
Впервые на сайте?
Начните заниматься уже сегодня
зарегистрироваться
Первая неделя бесплатно!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Спасибо!
Инструкции по восстановлению пароля отправлены на ваш email
Подтверждение
номера телефона
На ваш мобильный телефон отправлен код подтверждения, введите его ниже, чтобы закончить регистрацию
Отправить код ещё раз
Не приходит смс?
Если СМС не приходит в течение 5 минут, проверьте, что вы правильно указали свой номер телефона. Если данные верны, то, возможно, у оператора возникли технические проблемы. Попробуйте получить код ещё раз.
Отправить код повторно можно будет через :
Скоро экзамены,а я ничего не знаю
  • Учитель объясняет так, что мне ничего непонятно.
  • Темы проходим бегло, а сдавать надо супер-подробно.
  • Некоторые темы нам вообще не объясняли!
Перейти на семейное обучение
в школе по месту жительства
Вы можете официально перейти на семейное обучение и учиться в Домашней школе InternetUrok с учителем.
Как перевести ребенка на семейное обучение?
  • Проинформировать о своём решении органы местного самоуправления (департамент/управление образования).
  • Изображение должно быть цветным.
  • Все подписи, штампы и прочие элементы должны быть чётко видны.
Особенности:
  • зачисление и аттестация проходят очно, бесплатно;
  • оценки, полученные в Домашней школе InternetUrok, при аттестации местной школой не учитываются. Но вы можете предложить вашей школе начать сотрудничество с Домашней школой InternetUrok, передав предложение о партнерстве.
Официальное зачисление
в режиме одного окна
Домашняя школа InternetUrok.ru совместно с рядом школ-партнёров осуществляет официальное зачисление дистанционно.
Наши школы-партнёры — это общеобразовательные школы, с которыми у нас заключено соглашение о сотрудничестве. Это значит, что школы нас знают и будут работать с вами в специальном порядке. Школы расположены в разных городах России
Зачисленные ученики могут проходить государственную итоговую аттестацию (ОГЭ и ЕГЭ) на общих (для всех школ) условиях. Успешно прошедшим аттестацию выдается документ государственного образца: аттестат об основном общем образовании (9 класс), аттестат о среднем (полном) общем образовании (11 класс).
Зачислиться можно в любой момент (любой месяц любой четверти)
Зачисление в 9 и 11 класс возможно только до октября после успешной сдачи диагностических тестов.
Подробнее о процедуре зачисления в режиме «одного окна» – см. здесь.
Добро пожаловать
в приемную директора!
Эта форма предназначена для отправки обращений напрямую руководству школы. Вы можете воспользоваться формой, в случае если вы ранее обращались со своим вопросом или предложением в наш контакт-центр и вы по каким-либо причинам посчитали ответ неудовлетворительным или принятые меры — недостаточными.

Чтобы мы могли ознакомиться с историей вашего обращения, пожалуйста, прикрепите к форме скриншот переписки с нашим контакт-центром.
Суть вашего обращения
Срок рассмотрения обращения - 3-5 раб.дней
Спасибо!
Мы рассмотрим ваше обращение в течение 3х рабочих дней и свяжемся с вами.