InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok Назад

Прошлое и будущее дистанционного обучения – мнение Мастера

Анатолий Соснин – признанный мастер боевых искусств, мастер спорта международного класса, инструктор-методист высшей категории – Ханси, 8-й дан джиу-джитсу, 6-й дан будзюцу, 5-й дан айкидо. Официальный представитель международных федераций и Национального совета айкидо России в Республике Крым. Однако в списке интересов мастера далеко не только боевые искусства… 

- Анатолий Валерьевич, Вы были одним из первых преподавателей вузов, кто в своей работе стал практиковать дистанционное обучение. Расскажите, как и когда Вы столкнулись с ним как с явлением? Чем оно привлекло Ваше внимание? 

- Новые технологии, компьютерная техника, всемирная паутина и неограниченные возможности для тематического общения. Вы можете общаться и слушать интересные для вас курсы преподавателей со всего мира! Это же здорово! 

В середине 90-х я занимал должность заместителя директора по международным связям Ялтинского филиала института менеджмента МНТУ (Международного научно-технического университета). Мы формировали программу обмена студентами с европейцами. Сотрудничали с Венгрией, Чехией, Словакией, Францией. Меня поразил такой подход к обучению именно в Сорбонне, в Париже. Дистанционные лекции были у них общепринятыми уже в начале девяностых. 

- Почему же у нас такая форма образования становится популярной только сейчас, почти тридцать лет спустя? 

- Дело в том, что дистанционное образование как метод в те годы было очень спекулятивным. У нас мало кто понимал, что оно собой представляет. Его называли «дистантным», придумали другие непонятные наименования. На деле всё сводилось к простому: сидел некий представитель учебного заведения в скромном офисе и раздавал студентам сомнительные методички. Те приходили, сдавали контрольные и получали свидетельства. Делалось всё это совсем не бесплатно, конечно же. Такая коммерциализация учебного процесса более касалась вузовского обучения, но это была беда и дискредитация хорошего интересного начинания… 

- Вы, как человек, уже тогда осознавший преимущества дистанционного образования, пытались ли объяснить, что оно являет собой на самом деле? 

- Тогда казалось, что нужно спасать ситуацию. Мы стали пытаться формировать позитивные прецеденты: организовывали дистанционные обучающие курсы, видеоконференции, использовали все известные на тот момент возможности, которые позволяли общаться и учиться, не собираясь физически в одном месте. Так мы обсуждали волнующие всех темы, привлекали экспертов из разных уголков мира, слушали позиции и мнения разных интересных людей. 

Но сейчас я думаю, что переход на дистанционное образование – это естественный и неизбежный процесс. Он развивается в связи с урбанизацией общества. С урбанизацией не в смысле перетекания людей из сельской местности в города, а наоборот – «трансляции» высоких культурных и технологических образцов за пределы городов. Чем выше технологии, тем больше общения. Создав любую сеть, мы получаем в ней неизбежную закономерность – увеличение трафика. Таким образом, создавая сеть образовательную, мы позволяем школьникам, студентам и преподавателям общаться, не ограничиваясь территориальной или еще какой-то локализацией. Количество желающих этим воспользоваться будет всегда расти. 

- То есть, с одной стороны, новые технологии вообще и дистанционное образование в частности дают неограниченные образовательные возможности. Но есть ведь и другая сторона. Касаемо школьников – это ещё не сформировавшиеся личности. В идеале школа не только занимается изучением определённых предметов, но имеет и воспитательные функции. Как быть с этим? 

- Дело в том, что интернет-технологии шагают семимильными шагами, и сегодня они позволяют очень здорово идентифицировать и ученика, и преподавателя во время сеансов дистанционного обучения. Соответственно, чем выше эти способы взаимодействия и чем больше общения на больших расстояниях, тем меньше будет спекуляций. Ну какая разница, как ты отвечаешь на вопросы преподавателя – по скайпу или лично присутствуешь? При этом технические возможности проверки заданий несопоставимы с проверкой обычных школьных письменных работ. Ты пришёл, сдал, например, сочинение, и неизвестно, кто его написал. Но ты получил за это проходной балл, оценку в четверти, в году и так далее. В современных школах дистанционного обучения всегда присутствует разного рода тестирование, которое всё это контролирует. Хотя, должен заметить, что это скорее социальная проблема. Она к образованию отношения не имеет, если честно. 

- То есть Вы считаете, что дистанционный учитель может выполнять не только техническую функцию, но и быть наставником для ученика? 

- Если с ним есть сеансы связи, то однозначно да. Я проводил эксперимент со своей дочерью, когда после первого класса забрал её из школы. Понятно, что я имел полное на это право, обладая педагогической квалификацией. Я полностью посадил её на дистанционное образование. И да, оно было с папой, который находился в другой комнате, но ребёнок должен был все задания получать и выполнять на компьютере. И отправлять папе по электронной почте. Потом мы встречались для того, чтобы это разобрать. Так и происходит обычно, когда родители заинтересованы в обучении. Можно всё посмотреть, послушать, написать, а потом дополнительно пообщаться, обсудить детали. На самом деле тут при относительной самостоятельности присутствует двойная форма контроля. Это хорошо помогает. И хоть это было сильно упрощённое псевдо-дистанционное образование, но я хотел посмотреть, насколько оно эффективно и возможно ли обучаться, используя именно интернет-технологии. 

- Какие заметили изменения в ребёнке? 

- Во всяком случае, могу сказать, что ребёнок в итоге захотел учиться, окончил общеобразовательную школу и поступил на госбюджет в университет, на исторический факультет. Далее в магистратуру, в аспирантуру и в настоящий момент готовится к защите диссертации. Я считаю, что мой эксперимент удался. Я научил ребёнка учиться. В том числе учиться самостоятельно. 

- Сколько лет она таким образом дистанционно училась? 

- Пять лет. В старшие классы вернулась в обычную школу. 

- Была ли заметна разница между качеством подготовки её и её соучеников? 

- В школе она была всегда на хорошем счету. Обычно у родителей возникает вопрос – социальное общение детей. Но в период домашнего обучения она общалась с детками, связанными с единоборствами, со скалолазанием. Мы постоянно выезжали на летние тренировочные лагеря и межсезонные мероприятия. Ещё какие-то кружки были из тех, которые можно для девочек предложить. Считаю, что социальное общение должно быть интересным для ребёнка. Когда она решила, что ей интересно-таки пойти поучиться в школу – то и там проблем не было. Всё было очень корректно. Я считаю, что замечательно всё получилось. 

- То есть школьное общение на протяжении пяти лет было полностью заменено общением с детьми «по интересам»? Но ведь в жизни у людей, с которыми приходится общаться, интересы не всегда совпадают. Не создаём ли мы своего рода аквариум? 

- Мне кажется, что нет. Потому что под аквариумом можно понимать любое ограничение социума, которое спонтанно возникает даже в быту у людей. Ребёнок ходит в школу, но, на самом деле, в итоге с родителями он почти не общается. В школе некомпетентный учитель и переполненный класс формируют определённую среду. Это тот же аквариум, но в нём сформирована среда угнетения. Факторов может быть очень много, и они формируются абсолютно случайным образом. Зачем мне отправлять в такое свободное плавание своего ребёнка, когда я могу сам помочь ему сформировать среду социального общения и развить у неё навыки самообразования в том числе? Это моё видение, но мне кажется, что оно достаточно обосновано моим опытом. 

- У Вас есть сын-первоклассник. Как Вы относитесь к его переводу на дистанционное обучение? 

- Считаю, что это должен быть его выбор. Точно так же, как в своё время это был выбор моей дочери. Потому что она, когда закончила первый класс, сказала: «Папа, я не хочу больше ходить в эту школу. Мне там неприятно, мне там скучно. Я просто трачу время впустую». Это был обоснованный ответ взрослого человека. Маленького взрослого человека. И если я услышу от своего маленького взрослого сына такое же решение, то, естественно, я сделаю всё, чтобы ему помочь. 

- Сейчас домашнее и дистанционное образование обретает всё большую популярность. Опираясь на свой опыт, какие элементы Вы хотели бы там видеть? 

- Я бы хотел видеть больше фактического общения преподавателя с учениками или студентами, в виде всевозможных видеоконференций. Очень интересно, когда все объединены какой-то общей задачей. Даже если эта задача искусственно создана и она соревновательного плана. В подростковом возрасте я частенько бывал участником различных математических олимпиад и помню, как нас готовили. Тогда мы в дружеской атмосфере вместе решали сложные задачи за рамками обычной программы. Мы мозговым штурмом находили неординарные решения, и это было здорово. Это была своего рода мотивация к обучению, которая необходима. 

В образовании главное – это мотивация. А, к сожалению, у детей в школе, как правило, она одна – ТЫ ДОЛЖЕН! Мама ходит на работу, папа ходит на работу, и ты должен. А нужно, чтобы ребёнок имел к учёбе интерес. Это же гораздо продуктивнее! Как создать ему мотивацию? Нужен какой-то феноменологический подход к преподаванию. Это когда мы идём от какого-то события или явления. Начинаем его разбирать. Это всегда интересно. 

Большую роль в поиске мотивации и взаимопонимания играют компьютерные игры, где есть открытое общение. Там создаются целые миры. 

- Многие родители являются противниками компьютерных игр. Для чего они нужны?

- Это же площадка для общения с детьми! Давайте создадим задачку в какой-то ММОРПГ (открытая ролевая игра). Неважно, космическая фантастика это или какие-то классические подземелья и драконы, где команда выстраивает свой замок, его охраняет, оберегает, сражается. Спиной к спине… С преподавателями… С родителями… 

Я говорю об этом серьезно. Потому что я со своими детьми всегда играл в компьютерные игры. И дети от этого не стали игроманами. Но эта была площадка, когда мы были друзьями и сражались спина к спине! А это, поверьте, дорого стоит! 

- Вы мастер боевых искусств. Изучение их по книгам и фильмам в лучшем случае вызывает улыбку, а в худшем – острую критику. Допустимо ли изучение боевых искусств дистанционным образом? 

- Самое смешное, что с развитием интернета дистанционное изучение боевых искусств получило большой толчок. И понятно, что это не является доминирующей формой образования в этой области. Но тем не менее, если вы, занимаясь каким-то традиционным видом единоборств, не интересуетесь, что делается в мире, не просматриваете youtube, не читаете аналитические статьи и не обогащаете свой интеллект знаниями о предмете, которым вы занимаетесь, то рост у вас значительно слабее, чем у того, кто это делает. Потому дистанционное образование, не называя себя таковым, присутствует в боевых искусствах со дня появления интернета. Нужно понимать, что оптимальный вариант в этой области – это здоровый, хороший микс виртуального и реального. 

- Известно, что в боевых искусствах, помимо физической стороны, очень сильна философия. Многие убеждены, что такие занятия оказывают положительное влияние на восприятие школьниками общеобразовательных дисциплин. Но некоторые пытаются это оспорить. Как Вы относитесь к подобным утверждениям? 

- Любая физическая активность, как и само образование, должна быть мотивирована. В советские годы самую мощную мотивацию имели школы туризма. Совместные походы. Экскурсии на природу. Были походы профильные – водные, велосипедные, горные. Это создавало невероятную среду для общения, для внутреннего роста детей, для их объединения. И боевые искусства не выпадают из этого ряда. 

К сожалению, в современном мире мы часто под боевыми искусствами понимаем некий гиперактивный спорт, когда каждый месяц соревнования и какая-то искусственная нагрузка ненужная, а иногда вредная для психики ребёнка. 

Под боевыми искусствами для младшего и школьного возраста я подразумеваю всё-таки некие телесно ориентированные практики психологической направленности. Для становления личности, для обучения способам самозащиты. Это важно в рамках даже базовых курсов охраны жизнедеятельности. 

- То есть человек должен чувствовать себя защищённым? 

- Конечно. Это охрана жизнедеятельности. Но беда в том, что у нас мало таких квалифицированных преподавателей. Те единицы, которые добрались до истоков традиций боевых искусств, часто не хотят быть школьными преподавателями и каким-то образом находить компромиссы с современной системой образования. То есть здесь необходимо движение навстречу друг другу. 

Ведь что такое боевые искусства? Это серьёзная не просто телесно-ориентированная дисциплина, но и психокоррекция личности. Дисциплина, позволяющая человечеству выживать в определённые периоды времени. Если накладывать это на современную действительность, то она нужна, чтобы дать возможность ребёнку почувствовать свой внутренний стержень. Своё достоинство. 

Кроме того, есть такое понятие – «грамотная физическая активность». Например, есть лазательные процессы, которые влияют на процессы внутреннего становления. И, как показывает мой десятилетий опыт подобной практики, у деток, которые занимаются скалолазанием в школе – не для соревнований – улучшаются успехи и по образовательным дисциплинам. 

- С чем Вы это связываете? 

Скалолазание или те же традиционные боевые искусства связаны с неким внутренним балансом, с тонким равновесием. И этот баланс движения оказывает определённые психологические эффекты. Влияет на становление личности в том числе. То есть, имея внутренний баланс движения, вы можете побороть нечто внутри себя. В детстве это очень хорошая мотивация. 

Я считаю, что на уровне школьного образования телесно-ориентированные практики в виде боевых искусств, в виде скалолазания, в виде путешествий по родному краю, различных походов выходного дня и так далее – это просто необходимые вещи для формирования мотивационной среды обучения. И не важно, организованы ли занятия школьными педагогами, родителями или энтузиастами-общественниками, но это всегда хорошие начинания и без этого не обойтись. 

Такой подход позволяет создавать интересные интерактивные площадки для детей по интересам. Например, в виде практических занятий оздоровительными практиками и единоборствами, ролевых игр и турпоходов на базе летних лагерей для наполнения дистанционного образования реальным общением со сверстниками и педагогами. 
 

Фото: личный архив

Вопрос-ответ

Правила перехода на СО для первоклассников и старшеклассников одинаковы?

InternetUrok

Нужно ли уведомлять органы образования, что ребёнок переходит на семейную форму обучения?

InternetUrok

Как контролировать уровень знаний у ребёнка на СО?

InternetUrok

О домашнем образовании

InternetUrok
04 апреля 2019
InternetUrok 6 329
Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru

Понравилась статья?

Также по теме:

все статьи
InternetUrok
Обратный звонок
Оставьте номер телефона и мы перезвоним вам в течение 15 минут (по будням c 10.00 до 19.00)
Услуга бесплатная
Личный кабинет ученика
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Войти
Рады видеть вас снова!
InternetUrok
Впервые на сайте?
Начните заниматься уже сегодня
зарегистрироваться
Первая неделя бесплатно!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Спасибо!
Инструкции по восстановлению пароля отправлены на ваш email
Подтверждение
номера телефона
На ваш мобильный телефон отправлен код подтверждения, введите его ниже, чтобы закончить регистрацию
Отправить код ещё раз
Не приходит смс?
Если СМС не приходит в течение 5 минут, проверьте, что вы правильно указали свой номер телефона. Если данные верны, то, возможно, у оператора возникли технические проблемы. Попробуйте получить код ещё раз.
Отправить код повторно можно будет через :
Скоро экзамены,а я ничего не знаю
  • Учитель объясняет так, что мне ничего непонятно.
  • Темы проходим бегло, а сдавать надо супер-подробно.
  • Некоторые темы нам вообще не объясняли!
Перейти на семейное обучение
в школе по месту жительства
Вы можете официально перейти на семейное обучение и учиться в Домашней школе InternetUrok с учителем.
Как перевести ребенка на семейное обучение?
  • Проинформировать о своём решении органы местного самоуправления (департамент/управление образования).
  • Изображение должно быть цветным.
  • Все подписи, штампы и прочие элементы должны быть чётко видны.
Особенности:
  • зачисление и аттестация проходят очно, бесплатно;
  • оценки, полученные в Домашней школе InternetUrok, при аттестации местной школой не учитываются. Но вы можете предложить вашей школе начать сотрудничество с Домашней школой InternetUrok, передав предложение о партнерстве.
Официальное зачисление
в режиме одного окна
Домашняя школа InternetUrok.ru совместно с рядом школ-партнёров осуществляет официальное зачисление дистанционно.
Наши школы-партнёры — это общеобразовательные школы, с которыми у нас заключено соглашение о сотрудничестве. Это значит, что школы нас знают и будут работать с вами в специальном порядке. Школы расположены в разных городах России
Зачисленные ученики могут проходить государственную итоговую аттестацию (ОГЭ и ЕГЭ) на общих (для всех школ) условиях. Успешно прошедшим аттестацию выдается документ государственного образца: аттестат об основном общем образовании (9 класс), аттестат о среднем (полном) общем образовании (11 класс).
Зачислиться можно в любой момент (любой месяц любой четверти)
Зачисление в 9 и 11 класс возможно только до октября после успешной сдачи диагностических тестов.
Подробнее о процедуре зачисления в режиме «одного окна» – см. здесь.
Добро пожаловать
в приемную директора!
Эта форма предназначена для отправки обращений напрямую руководству школы. Вы можете воспользоваться формой, в случае если вы ранее обращались со своим вопросом или предложением в наш контакт-центр и вы по каким-либо причинам посчитали ответ неудовлетворительным или принятые меры — недостаточными.

Чтобы мы могли ознакомиться с историей вашего обращения, пожалуйста, прикрепите к форме скриншот переписки с нашим контакт-центром.
Суть вашего обращения
Срок рассмотрения обращения - 3-5 раб.дней
Спасибо!
Мы рассмотрим ваше обращение в течение 3х рабочих дней и свяжемся с вами.