Назад
views 79 224
calendar 07 февраля 2022

Семейное образование: переход и организация

Семейное образование: переход и организация
contents Оглавление
Свернутьarrow
Переход на семейное образование: юридическая основа, порядок и организация перевода.

Конституция РФ гарантирует право на образование каждому россиянину. Она же – статьей 43 Основного закона – обязывает граждан получить основное общее образование. Другими словами, не учиться вообще у нас нельзя. Государство устанавливает общефедеральные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Но выбор формы обучения, остается за учащимися. Можно стандартно посещать школу, заниматься дома самостоятельно или дистанционно. Стереотип, что учиться на дому могут только дети, имеющие проблемы со здоровьем, остался в прошлом. Для получения семейного образования достаточно желания ученика и родителей.

По результатам опросов, традиционная школа не устраивает многие семьи и они готовы от нее отказаться. И хотя, по имеющейся статистике,  реальное количество таковых пока невелико, однако оно неуклонно растет. Причиной нерешительности родителей при переводе ребенка на новую современную форму обучения чаще всего становится незнание правил такого перевода, закрепленных в Российском законодательстве. Как следствие – ложное представление, что такое решение связано с большими сложностями.

Разберемся подробнее, что представляет собой семейное образование и какие правила надо соблюдать, чтобы получить возможность учиться самостоятельно, не стесняя себя школьными стенами.

Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься

Кому и для чего нужны альтернативные формы обучения

Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку.

Семейное обучение подойдет:

  • одаренным детям, добившимся высоких достижений в музыке, танцах, спорте, цирковом искусстве;
  • детям, чьи родители по роду работы вынуждены часто менять место жительства;
  • учащимся с особенностями развития, если посещение школы связано с трудностями на бытовом уровне;
  • детям, не переносящим большое скопление людей;
  • ученикам, стремящимся к углубленному изучению некоторых предметов;
  • творческим личностям, неприемлемым строгую дисциплину, но с радостью занимающимся самостоятельно.

Семейная форма обучения станет хорошим выходом, если ученик столкнулся в школе с неразрешимой конфликтной ситуацией или в образовательном учреждении низкий уровень компетенции преподавательского состава.

Юридическая основа

Регламентирующих процедуру перехода на семейное образование ключевых документов всего два: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и Письмо Минобрнауки РФ № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме». Оба документа поясняют этапы перехода от привычной школы к домашнему обучению.

В Федеральном законе «Об образовании», в статье 17, говорится прямо: учеба может проходить как внутри школьных стен, так и вне общеобразовательных учреждений. Примечательно, что приоритета не дается ни одной из форм. Ребенок, обучающийся дома, имеет те же права, что и школьник. Он получает такой же аттестат, где зафиксирован факт получения знаний, а не особенности обучения. В высшее или средне-специальное учебное заведение он поступает на общих основаниях.

Право «семейного» ученика проходить промежуточные, переводные и итоговые экзамены на одинаковых условиях со школьниками прописано тем же Федеральным законом:

  • Часть 3 статьи 34 говорит об обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами о праве проходить все виды аттестации в общеобразовательных учреждениях.
  • Обязательность ИГА устанавливается п. 3, ст. 59 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Невозможно получить аттестат не сдав итоговую государственную аттестацию. А вот промежуточные контрольные, экзамены, практические работы ученик сдает так, как это прописано в договоре между родителями и учебным заведением.
  • Статья 34 ограничивает учебные организации рамками федерального образовательного стандарта (ФГОС) в отношении объемов и количества аттестационных работ. Но есть нюанс: если предметы входят в учебный план школы и нет индивидуального учебного плана с учеником на семейном обучении, или договором не предусмотрена аттестация только по предметам ФГОС, то ученик будет сдавать и другие предметы. Поэтому родителям нужно правильно понимать это положение закона: знания по любому предмету, входящему в стандарт (ИЗО, физкультура, музыка), будут проверены.
  • Пункт 5 статьи 63 оговаривает порядок перехода на семейное образование. Нельзя просто перестать ходить в школу, не уведомив о своих намерениях местный департамент образования. При этом важно знать, что департамент не решает, позволить вам это или нет. Он лишь принимает ваше уведомление. Никто не вправе запретить вам осуществить законное желание заняться обучением ребенка самостоятельно.

Из оговоренного закона следует, что переход от школьного образования к самостоятельному – это право каждого ребенка. Ни один родитель не обязан ни перед кем обосновывать причины принятого решения. Чтобы начать учиться дома, не требуется никаких медицинских справок, врачебных показаний. Не имеет значения и образование самих родителей, берущих на себя обязанности по обучению ребенка. Его может не быть вовсе. И это не повод отказать в переводе.

Важный вопрос: «Когда можно перевести ученика из школы на домашнее обучение?». Согласно букве закона, родители вправе: сделать это в любой момент, не дожидаясь окончания учебного года.

Преимущества и недостатки семейного образования

Как перейти на семейное образование в первом классе

Уход от традиционной формы обучения приносит ряд ощутимых преимуществ. При такой форме получения образования появляется возможность уделять больше времени тем предметам, которые вызывают повышенный интерес, изучать их, более глубоко погружаясь в тему. Выбор уровня ежедневной нагрузки, плавающее расписание, проведение занятий в комфортном темпе тоже относятся к несомненным преимуществам. Можно вводить в программу семейного образования предметы, не числящиеся в перечне обязательных для определенного класса, например, астрономию, начертательную геометрию.

Спокойная доброжелательная атмосфера, искренний интерес родителей к успехам своего ребенка создают благодатную среду для возникновения желания к занятиям. Важным моментом становится свободная форма проведения уроков с использованием современных технических, информационных возможностей.

Недостатки обязательно присутствуют в любой форме образования. Рано или поздно возникают следующие ситуации:

  1. недостаток общения со сверстниками в рабочей обстановке провоцирует потерю некоторых коммуникативных навыков;
  2. отсутствие конкуренции лишает учащегося дополнительного стимула в обучении;
  3. свобода приводит к неумению работать по заданным параметрам;
  4. для родителей значительно увеличивается ответственность за качество образования ребенка.
  5. Семейное обучение ребенка требует от родителей огромного желания помочь ему, готовности преодолевать возникающие проблемы, разногласия по поводу учебы, большого количества свободного времени.

Образовательные программы

Для каждого предмета разработана рабочая программа. Она включает перечень тем, которые необходимо освоить за год, рекомендованную форму работы, список дидактического материала, понятий и терминов, изучаемых в рамках этой темы. Также дается количество часов на освоение и закрепление материала. При семейном обучении допускается более интенсивное изучение материала, чем при традиционном образовании, но объем знаний у учащегося при аттестации не должен быть меньше, чем в программе.

Основным принципом успешного образования является непрерывность и преемственность. Это значит, что осваивать премудрости предмета следует постепенно, соблюдая принцип усложнения. Например, не зная, чем отличается море от океана, учащийся вряд ли правильно ответит на вопрос, сколько океанов на планете. Можно менять темы местами, если они не нарушают общую логику обучения.

Родители имеют право заявить, что ребенок изучил за год материал 2 лет обучения, тогда при промежуточной или годовой аттестации учащийся должен это подтвердить, выполнив задания соответствующего уровня.

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Формы организации семейного образования

В традиционной системе образования применяются различные типы уроков:

  • освоение новых знаний,
  • закрепление,
  • повторение,
  • систематизация и обобщение,
  • контроль знаний,
  • комбинированный.

В чистом виде эта классификация не применяется. Каждый урок имеет комбинированный вид, но большая часть времени уделяется указанному этапу. Для разнообразия и смены деятельности используются формы лекций, бесед, практикумов, дискуссий, конкурсов, викторин. Очень интересным видом обучения становятся исследования и проектные работы. Они носят продолжительный характер, могут растягиваться на несколько занятий или даже месяцев, постоянно обогащаясь новым материалом.

Великолепным подспорьем в образовании станут виртуальные экскурсии. Вряд ли есть возможность ежедневно посещать музеи и выставочные центры разных стран лично, но посмотреть-то хочется. Тем более, что после таких экскурсий у ребенка появляется масса новых вопросов, которые стимулируют поиск информации и более глубокое проникновение в суть изучаемой темы.

Контролировать усвоение знаний ребенком обязательно. Самыми распространенными формами становятся контрольные работы, тесты, устные опросы. После каждой темы по любому предмету предлагается несколько вариантов тестов. Они различаются по степени сложности. Это важно, особенно для учащихся, заканчивающих освоение основной программы и планирующих получить образование в вузе.

Для поступления на определенные факультеты требуется не базовое, а углубленное знание предмета, поэтому придется на ГИА выполнять задания повышенной сложности, чтобы набрать необходимое количество баллов. К этому лучше готовиться заранее, результаты тестов покажут, где остались недоработки.

Олимпиады и конкурсы

Интернет стирает границы и территориальные различия. Теперь необязательно для участия в мероприятии приезжать туда лично. Есть большой выбор дистанционных конкурсов, где даются интересные задания, а главное, присутствует элемент соревновательности, которого не хватает при семейном образовании.

Еще более захватывающим становится участие в онлайн-конференциях и олимпиадах, когда идет живое общение и задачи решаются совместно. Такие формы занятий подстегнут любознательность ребенка, позволят обменяться опытом, особенно, когда выходят на контакт несколько человек, увлеченных одной темой.

За участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах выдаются свидетельства, где указан предмет, уровень, количество баллов. Документы пригодятся при поступлении в высшее учебное заведение, если будет выбрано очное обучение.

Организация семейного обучения

Человек, независимо от возраста, старается избегать лишних усилий. Для выполнения заданий и получения образования требуется проявить силу воли. Если события имеют закономерность, то вырабатывается привычка приступать к определенному виду работы. Поэтому первым пунктом в организации семейного образования станет составление расписания. Жестко регламентировать время занятий не нужно. Если ребенку лучше думается и работается во второй половине дня, то можно пойти на компромисс, оговорить количество времени на выполнение практических заданий по предмету или объем изученного материала.

У учащегося должно быть отдельное учебное помещение или приспособленная для этого часть комнаты. Там устанавливается письменный стол, удобный стул или компьютерное кресло. На рабочем месте должно быть светло, свободно от лишних предметов, отвлекающих внимание. На время занятий выключается телевизор, убираются ненужные гаджеты, компьютер при необходимости настраивается на обучающее видео. В зоне досягаемости располагаются учебные пособия, тетради, канцелярские принадлежности.

Какие органы уведомлять для перехода на СО?

Органы местного самоуправления отдельных районов и округов обязаны вести учет всех детей, которые получают семейное образование. Нужно учитывать, что эти ведомства выполняют именно учетную, а не контролирующую функцию. Родители направляют в такой орган по месту своего проживания уведомление о переходе на семейное образование. При этом они не обязаны отчитываться по поводу того, как именно будет продолжать обучение ребенок. А так же когда и где он будет проходить промежуточную аттестацию.

Помимо этого нужно будет направить в школу заявление и согласовать с директором детали прохождения аттестаций. Больше никакие органы уведомлять не требуется.

ФГОС
Что означает ФГОС в системе российского образования?

Как перейти на семейное обучение будущему первокласснику?

Главные опасения родителей, желающих учить детей самостоятельно, связаны с локальными органами образования и органами опеки. Как сделать все так, чтобы ни у тех, ни у других не возникло нареканий?

Есть несколько шагов, которые необходимо совершить. Этапы перевода на домашнее обучение малышей, которые только должны пойти в первый класс, и детей постарше, уже имеющих школьный «стаж», отличаются.

Чтобы будущий первоклассник начал учебу дома, его родителям или опекунам необходимо сделать следующее:

  • Поставить в известность о своем решении местный департамент образования.
  • Узнать, какие общеобразовательные учреждения поддерживают подобную форму образования, чтобы прикрепиться к одному из них для последующего прохождения аттестации. Не у любой школы такая возможность прописана Уставом. Лучше заранее обойти их и выписать те, аттестат которых хотелось бы получить. Узнать, по какой форме они проводят аттестацию экстернов.
  • Выбрать школу для оформления. Место регистрации ребенка значения не имеет. Родители могут прикрепиться к любому понравившемуся учебному заведению города и даже страны.
  • Получить в департаменте образования направление. Отказать в осуществлении намерения обучаться самостоятельно, согласно закону, вам не могут.
  • Встретиться с директором школы для подписания договора о прикреплении. К договору надо отнестись внимательно. Он должен затрагивать все вопросы, касающиеся аттестации: точный график с указанием дат, времени, список предметов, график консультаций (экстерны имеют право на получение двух часов бесплатных консультаций преподавателя, принимающего аттестацию).

Это все. Никаких заявлений о приеме в школу заранее писать не надо. Как правило, от родителей (опекунов) требуется заполнить лишь один документ – уведомление для департамента. 

Обратите внимание, что официальные формы всех документов для перехода на СО не установлены. Родители могут готовить их по своему усмотрению. Все бумаги полезно оформлять в двух экземплярах, чтобы один оставить у себя в качестве доказательства. Если детей двое или больше, допускается оформлять на них одby документ.
 

Переход на семейное образование

Для детей постарше, уже обучавшихся определенное время в школе, процедура перевода оформляется немного иначе. Для этого нужно выполнить следующее.

  • Подать директору школы заявление на отчисление ученика, мотивированное решением учиться дома. Школы не всегда позитивно реагируют на подобные переводы. Впоследствии директору придется объясняться перед департаментом, почему конкретную семью не устроило обучение в его учебном заведении. Поэтому иногда следуют уговоры и даже запугивания отделом опеки или комиссией по делам несовершеннолетних. Родителей это волновать не должно – закон полностью на их стороне, они изъявляют желание воспользоваться своим правом. Если вам отказывают в приеме заявления, отправьте его по почте заказным письмом. У вас на руках будет подтверждение отправки.
  • Отправить в департамент оповещение о переводе сына или дочери на домашнее обучение. Его можно отнести самостоятельно или передать через администрацию школы. Пишется в двух экземплярах. Первый остается в отделе образования, второй с подписью начальника хранится у вас.
  • Выбрать новую школу либо остаться в той, которую ребенок посещал до сих пор, если ее Устав позволяет такой вид работы.
  • Написать на имя директора выбранной школы заявление с просьбой прикрепить к ней учащегося для сдачи экзаменов.
  • Заключить со школой договор, регламентирующий нюансы экзаменации: периодичность, сроки консультаций, участие в общешкольных, районных, муниципальных этапах предметных олимпиад, конкурсов.

Родителям нужно быть готовым к звонку или визиту представителей отдела образования. Это не попытка отговорить от намерения заняться обучением ребенка самостоятельно, а один из этапов работы чиновников. Они обязаны заполнить личное дело нового «домашника». Объяснять им или кому-либо еще, почему принято такое решение, вы не обязаны.

Сложности с оформлением

Перед тем, как общаться с представителями органов местного самоуправления и директором школы по поводу перевода ребенка на семейное обучение, полезно почитать Федеральный закон «Об образовании», чтобы иметь возможность убедительно оперировать статьями при разговоре. Потому что на практике переход на семейное образование порой осложняется препонами со стороны школьной администрации и чиновников.

Далеко не во всех школах администрация знает в точности права родителей и свои обязанности. Поэтому, если быть неподготовленным, то можно наткнуться на весьма вольные трактовки существующих законов. Увы, не в пользу родителей. Но в этом случае важно уверенно добиваться своих целей и быть готовым доходчиво разъяснить смысл законодательных нормам.

В крайнем случае, можно вообще не общаться с чиновниками и администрацией школы, отправив все документы через почту.

Личное общение может понадобиться только для решения организационных вопросов по поводу промежуточной аттестации ребенка в школе. К слову, если директор при этом отказывается проводить аттестацию по вашему графику, требуйте у него письменный ответ с обоснованием и ссылками на соответствующие законы. Зачастую это срабатывает, и родители добиваются своего.

Суть семейного обучения

Семейное образование стимулирует развитие у ребенка самостоятельности, ответственности, личных взглядов на рассматриваемый вопрос. Формируется нестандартность мышления, оригинальные подходы к выполнению поставленной задачи. Обучение основано на постоянно поддерживаемом интересе к процессу познания, развитие не затормаживается необходимостью подождать отстающих. Ученик устанавливает для себя личный режим, скорость работы.

Родители берут на себя ответственность за освоение ребенком учебной программы. Это значит, что школа не обязана предоставлять им учителей. Но это не означает, что они остаются с проблемой объяснения школьных предметов один на один. Существует немало возможностей получить хороший уровень знаний вне учебной организации. Одна из них – дистанционное обучение. Видеоуроки, написанный понятным языком лекционный материал, большая онлайн-библиотека помогут разобраться в предметах.

В период с 20 декабря 2016 по 15 февраля 2017 года исследовательская компания MKOR Consulting провела опрос среди приверженцев домашнего обучения для портала Wisdom Ninja. Homeschool Report 2017 содержит мнения 1506 респондентов со всего мира.

В данном исследовании были названы основные причины перехода на домашнее обучение во версии родителей учеников.

Причины перехода на домашнее обучение среди родителей - опрос

Не стоит бояться расхождений учебных программ. Родители вправе выбирать, по какой программе будут учиться их дети дома. При сдаче промежуточной аттестации главное значение имеют образовательные стандарты (ФГОС), а не то, по каким программам занимается ученик. ФГОСы для этого и разработаны – в них прописаны результаты обучения на каждый класс, каждую ступень. Как идти к этим результатам – право выбора ученика и его родителей.

Причины перехода на семейное обучение

В советские годы обучение вне школы было чем-то из области фантастики. Но в 1992 году в РФ впервые узаконили домашнее образование, и в настоящее время возможность учить детей на дому есть у каждой семьи.

Стоит сказать, что общество воспринимает семейное обучение все еще неоднозначно. Свое мнение об этом в СМИ высказывали многие: министр образования, директора школы, учителя, родители и даже сами школьники. Встречаются разные оценки, но в последнее время доводов в пользу семейного образования появляется все больше. В чем причина? Скажем прямо, далеко не все довольны российскими школами.

В 2019 году общественное движение «Общероссийский народный фронт» и фонд «Национальные ресурсы образования» провели совместное исследование в 84 регионах РФ. В нем приняли участие свыше 1,6 тысяч родителей. Данные исследования показали, что меньше половины опрошенных довольны качеством занятий. Респонденты находят, что можно было бы улучшить преподавание следующих предметов:

  • музыки и изобразительного искусства (53%);
  • литературы (55%);
  • русского языка (57%);
  • информатики (41%);
  • физики (40%);
  • химии и биологии (39%);
  • экономики (35%).

Больше всего родители выcказывают недовольство в отношении иностранных языков. 38% респондентов считают, что такой важный предмет можно преподавать лучше, а 19% – дают плохую оценку школьному обучению.

Среди проблем очного образования родители называют разные аспекты, но в основном замечания касаются слабого развития практических навыков:

  • 62% считают, что в школе должны больше учить детей принимать самостоятельные решения и планировать действия;
  • 61% полагают, что учителя недостаточно развивают в детях навык придумывать разные решения и выбирать наилучшее;
  • 59% хотели бы улучшить обучение поиску и анализу информации;
  • 57% отмечают, что стоит больше поощрять в школьниках инициативу и готовность нести ответственность.

В целом, по данным опроса, родители считают, что школа больше ориентирована на формирование предметных знаний, а не на освоение умений, которые пригодятся ребенку в дальнейшей жизни.

При такой картине стоит ли удивляться тому, что все больше россиян с каждым годом отдают предпочтение семейному обучению. Сейчас хороший уровень предметных знаний можно получить и вне школы, а при индивидуальной системе преподавания у ребенка также можно сформировать должный уровень практических навыков.

Мнение учеников о переходе на семейное обучение

В нашей группе ВКонтакте мы провели опрос, где спросили наших учеников о причинах перехода из обычной школы в Домашнюю школу «ИнтернетУрок».

Причины перехода на семейное образование

Мнения родителей о семейном обучении ребенка

Все люди разные, поэтому ищут различные пути реализации своих планов, идей, задач. Это в полной мере относится к семейному обучению. Если ребенок стремится к познанию, ему тесно в рамках традиционной системы, то стоит задуматься об индивидуальной программе. Но когда родители надеются, что с переходом на другую систему образования они избавятся от множества проблем, то они глубоко заблуждаются. Действовать нужно только в интересах ребенка, учитывать, что при семейном обучении хлопоты только увеличатся, но результаты будут того стоить.

Мнения родителей разделились: кто-то ссылается на давние традиции в образовании в царской России, кому-то идея совершенно не нравится. Сторонники утверждают, что у ребенка появится возможность стать более счастливым, реализовать свой потенциал, всесторонне раскрыться, научиться принимать решения и отвечать за их последствия, смело смотреть в будущее.

Противники семейного образования указывают на потерю навыка работать в коллективе, находить компромиссы. Говорят о трудности прохождения ЕГЭ и ОГЭ, стрессе от непривычной обстановки ни сдаче итоговых экзаменов. Спорить бесполезно, для каждого самым весомым аргументом станет личный опыт. Система имеет очевидные плюсы и минусы, рассматривать их нужно в применении к конкретному ученику, его способности самостоятельно изучать предметы, состоянии здоровья, степени загруженности, обстановки в семье.

Для успешной организации семейного обучения в школе нужно сообща обсудить все стороны этого шага, посоветоваться с ребенком о том, как лучше распределить время, что нужно для результативной работы, каким образом составить расписание, когда ему удобнее приступать к занятиям, чем заняться в свободное время.

При индивидуальном графике обучения существенно сокращается время, поскольку ребенок идет в своем темпе. Обычно хватает 2 - 2, 5 часов интенсивных занятий для успешного освоения обязательного объема программы образования и еще остается немного на разбор интересующих вопросов. Остальная часть дня посвящается другим важным делам и развлечениям, общению, прогулкам.

Интересный опыт семейного обучения описан в подробностях на многих сайтах, но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому универсальных методик не существует, у родителей возникают свои нестандартные вопросы и ситуации.

Семейное обучение подходит не всем, но если принято решение перевести ребенка на такую форму образования, то стоит четко осознавать, какие преимущества она даст в будущем.

Вопрос-ответ
Правила перехода на СО для первоклассников и старшеклассников одинаковы?

Этапы перевода на домашнее обучение малышей, которые только должны пойти в первый класс, и детей постарше, уже имеющих школьный «стаж», отличаются. Обо всех отличиях в переводе и процессе обучения в разных классах вы можете узнать у специалистов Домашней школы «ИнтернетУрок» или по ссылке.

Нужно ли уведомлять органы образования, что ребёнок переходит на семейную форму обучения?

Если ребёнок переходит на семейную форму обучения, необходимо поставить в известность орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания − чаще всего это орган управления в сфере образования.

Как контролировать уровень знаний у ребёнка на СО?

Контролировать усвоение знаний ребёнком обязательно. Самые распространённые формы контроля – контрольные работы, тесты, устные опросы. В нашей программе на СО после каждой темы по любому предмету предлагается несколько вариантов тестов. Они различаются по степени сложности.

При обучении в Домашней школе «ИнтернетУрок» в формате «С учителем» или «С зачислением» ученику доступны видеоуроки, тренажеры, тесты и ДЗ по всем предметам. А также — расписание и журнал с оценками. Оценки ученик получает за домашние задания, которые проверяет учитель, и за прохождение тестов с автоматической проверкой. Таким образом родители могут в реальном времени отслеживать успеваемость и уровень знаний ребенка. Вы можете познакомиться с процессом обучения во время бесплатного пробного периода — зарегистрироваться можно здесь

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru