Назад
views 9 868
calendar 21 апреля 2019

Нам нужны не оценки, а хорошие базовые навыки

Нам нужны не оценки, а хорошие базовые навыки
О дистанционном образовании с семьёй Зиминых

В семье Зиминых трое детей. Старшая дочь учится в МГУ, но именно она открыла младшим – Мише и Маше – путь к дистанционному образованию. Видеоуроки Домашней школы «ИнтернетУрок» Алиса испытала на себе, используя их при подготовке к поступлению в вуз. Сейчас такая форма образования позволяет детям расширить круг интересов и попробовать разные занятия. А ещё все они очень любят путешествовать.

- Маша, расскажи, чем занимаются родители? 

- Мама иногда пишет книгу. Но не всегда… – лукаво объясняет второклассница. 

- Миша, а чем занимается папа? 

- Обеспечивает нашу семью, – очень серьезно говорит подросток, не считая нужным что-либо добавлять к этому. 

- На самом деле, папа играет в теннис и катается на сёрфинге! – веселится глава семейства. 

Зимины переехали в Геленджик из Москвы. Наверное, многие из нас, нежась в солнечных лучах на морском побережье, неоднократно примеряли на себя жизнь в таком райском уголке, однако на реальный переезд решаются лишь единицы. Мама Ирина Зимина признаётся: «Мы перебрались сюда из Москвы, чтобы папе было удобно заниматься сёрфингом. Когда приезжали время от времени, то часто не попадали в ветер. Теперь у нас папа счастливый!» Но счастлив, похоже, не только папа. При этом у всех сугубо свои интересы и свои увлечения. Старшая серьёзно занимается историей и учится на соответствующем факультете. Четырнадцатилетнего Мишу больше интересует программирование, а младшая Маша, судя по всему, личность творческая и очень разносторонняя. 

- А дети поддерживают папу в его увлечении? 

Папа: Не очень. Ну, то есть, когда-то мы ездили в Турцию, и я встретил там своего давнего товарища, с которым занимался сёрфингом лет двадцать пять назад. Сейчас он очень хороший инструктор и, конечно же, поставил старших детей на доску. Но у Миши всё тем и ограничилось. Алиса еще позанималась, но тоже бросила. Она учит языки и путешествует. Была на Байкале, на раскопках, и у неё куча друзей-иностранцев. Когда младшей Маше было шесть месяцев, мы всей семьёй, впятером, объехали двенадцать стран Европы. Ехали на своей машине из Геленджика через Москву и через Финляндию, добрались до Ла-Манша. Потом назад через Европу. После поездки у старшей дочери определился круг интересов. 

Мама: На детей поездка очень повлияла. И больше всех изменилась Алиса. Она загорелась, захотела стать отличницей и стала ею. Стала гордостью школы. Такое ощущение, что у неё даже мировоззрение изменилось. Причём произошло это без какого-либо давления с нашей стороны. Благодаря ей и другие дети подтянулись. Тогда мы просто показали Алисе, что мир намного больше, чем Геленджик или даже чем Москва. И была мысль, что после школы она поедет учиться за границу, но опыт друзей подкорректировал планы. У них дети старше и уехали раньше, но на новом месте не прижились. Когда ребёнок уезжает в семнадцать лет, то он и там не свой и тут становится чужим. И них были психологические трудности, поэтому все вместе мы решили, что Алиса в юном возрасте получит хорошее образование в России, а дальше будет видно. Сейчас ей предложили поучиться в Риме – заниматься там латинским языком. И если она примет предложение, то это будет уже её осознанное решение. 

Важно, что толчок для самостоятельного развития дала именно та поездка по Европе всей семьёй. 

Можно сформулировать позицию взрослых Зиминых так: всё очень быстро меняется, и детям в школе трудно, да и не нужно выбирать профессию. Возможно, сейчас мы пока ещё не знаем названий тех профессий, которыми они будут заниматься. Нужно сориентироваться, какая область наиболее интересна, какие предметы будут необходимы, и эти предметы подтянуть. Нужно, чтобы ребёнок получил качественное базовое образование. А жизнь потом всё расставит по своим местам. 

- Миша, а какие предметы тебе интересны? Или ты всё же сориентировался, кем хочешь стать? 

- Мне понятно, какие предметы я буду сдавать при поступлении в институт. Соответственно, им я уделяю больше внимания. Это информатика, английский, физика. 

- Ты тоже планируешь поступать в МГУ? 

- Нет, вероятнее всего, это будет Бауманка (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана) или Институт нефти и газа. 

- Вопрос к родителям: а с чем связан выбор дистанционной формы обучения? 

- Мама: Геленджик – город маленький, и школы переполнены. Мы сначала перешли просто на самостоятельное домашнее обучение. Но оказалось, что учителя к этому не готовы. И я долго в Instagram изучала тему. Общалась с родителями, которые перевели своих детей на такую форму обучения. Они были довольны обучением. 

- Папа: В школе, где учился сын, по некоторым предметам вообще отсутствовали учителя. Старшей дочери повезло: у неё был сильный класс и хорошие преподаватели. У Миши в школе классы А, Б, В, Г, Д, Ж, З… Там шесть или семь классов. Учителей хватает только на А и Б. Миша был в Д. Да и класс попался неудачный – у учеников не было стимула учиться. А если есть планы обучать детей в хорошем институте, то их знания должны быть конкурентными... 

Мы попытались перевести сына в другую школу. Я обошёл их три или четыре – нас нигде не брали. Везде классы были настолько переполнены, что не было даже места для парты. Поэтому сначала мы ушли заниматься на дом, но каждую четверть ходили сдавать экзамены в ту же школу. Много времени тратили на бег за учителями, которым лишняя нагрузка не нужна: им не доплачивают за неё. Бывало, что приходишь сдать экзамен, а учитель не появляется. 

Так, на домашнем обучении, Миша отучился две четверти. Когда старшая дочь рассказала про ваши видеоуроки, мы сначала их просматривали как дополнение к обычным занятиям. Использовали некоторые задания. А в 2017 году узнали, что можно официально зачислиться в Домашнюю школу «ИнтернетУрок» и только ездить сдавать ЕГЭ и ГИА, и этим воспользовались. 

- Миша, как оцениваешь свой уровень знаний? Стало проще учиться или сложнее? 

- Конечно, проще. Я могу спокойно просмотреть урок. Могу перемотать и пересмотреть что-то, что недопонял или забыл. С учителем же так нельзя. Что будет, если я скажу учительнице: «Знаете, я забыл вот то и вот это. Можете мне с этого места всё заново объяснить?» Что она мне ответит? В лучшем случае скажет нет. 

- Давайте поговорим о Маше. Маш, чем ты занимаешься, кроме школьного обучения? 

- У меня есть два английских, два французских. Мне очень нравится учить иностранные языки. Я занимаюсь ими с другими детьми в школе «Эрудит», и ещё ко мне домой приходит репетитор. Он камерунец. И он такой ммм…. загорелый. 

Папа: У них в Камеруне два официальных языка, помимо африканских. Люмьер – так зовут репетитора – очень хорошо владеет обоими. У дочки два раза в неделю английский в «Эрудите» и три раза в неделю дома. Французский разговорный он тоже ей даёт раз в неделю. И три раза в неделю она занимается французским с учительницей, которая живет в Волгограде, по скайпу. То есть у неё четыре урока в неделю французского и пять – английского. 

Маша: А ещё я занимаюсь танцами! Мы ходим туда три раза в неделю, а преподавателя там четыре. Каждый день новый преподаватель. И я учусь в художественной школе. Там нужно заниматься восемь лет, и я туда поступила, потому что хочу стать дизайнером каких-нибудь… домов или одежды. 

- Архитектором или модельером? 

Мама: Скорее, дизайнером интерьеров. Ей нравятся программы по обустройству домов. 

Маша: Ещё мне очень нравится спорт и гимнастика на шесте. И еще робототехника. Робототехникой, правда, больше занимаются мальчики, но учитель говорит, что у меня всё очень хорошо получается. У нас роботы ходят и выполняют разные действия. Для этого есть специальные программы. 

- Как же вы всё это успеваете!? 

Мама: Как только мы перешли в Домашнюю школу «ИнтернетУрок», мы смогли позволить себе чуть больше нагрузки, которая нравится и интересна. Добавили языки, пилон. Конечно, всем этим она не смогла бы заниматься, если бы по шесть часов уходило на школу. Кроме того, в школе у нас была вторая смена, и приходилось ночью заниматься. Маша очень уставала, не высыпалась и стала вялой. Возник вопрос, что бросать? Либо «художку» – а с этим, возможно, будет связана её будущая профессия – либо языки. О робототехнике и вовсе пришлось бы забыть. 

Последней каплей для перевода Маши стал момент, когда учительница позвонила мне и пожаловалась: «Ваш ребёнок на уроке всё сделал и сидит». «Мне её за это следует наказать? Дайте ей другое задание…». «А зачем она делает уроки вперёд?». «Она не делает уроки вперёд». Мне было очень странно вести такой диалог. 

- А мне было очень ску-у-учно… – добавляет дочь. 

Папа: Мы так понимаем, что в детстве ребёнок может заниматься чем-то, что ему нравится, что интересно. А вместо этого мы ночью сидели и что-то доделывали. В итоге и знаний, как таковых, тоже немного. Кроме прочего, в школе то месячник патриотизма, то они готовятся к 23 февраля, то строят какие-то палатки. Это всё было бы интересно, если бы делалось не «для галочки». Потому в том виде, как оно есть, занимаются этим не дети, а родители. 

Маша: Я много раз хотела выступить, но мне не позволили это сделать. Не доставалось стихов и ролей. 

Мама: Зато мне всегда доставалось много работы по подготовке мероприятий в школе… В итоге мы вымотались и решили уйти. Хотя сначала мы планировали это сделать в старших классах. Потому что считали, что Маше нужно больше с друзьями общаться. Но в «Эрудите» – в Доме пионеров – ей общения хватает. Там очень много детей, и у неё много друзей. 

Маша (мечтательным голосом): У нас на следующий год будет история искусств, и там будет много новых детей! 

Мама: Многие говорят, что при переходе на дистанционное обучение у детей есть недостаток социального общения. В нашем случае это не так. У нас очень общительные дети. Маша вообще очень активна со сверстниками и даже со взрослыми общается на равных. Мы за неё в этом плане не переживаем. Миша больше интроверт, но специально напрягать его насчёт этого смысла нет. Тем более, ему нравится проводить время с лучшим другом, и то, что он у него есть, уже говорит само за себя. 

- Естественный опыт общения часто добавляют туристические походы и поездки. А дистанционное обучение позволяет выделить для этого время. Мы уже касались прошлых путешествий. Как сейчас с этим обстоят дела? 

В беседе возникло оживление, слышны возгласы участников всех возрастов: 

- Мы хотим путешествовать! Мы любим путешествовать! Мы всегда путешествуем, когда есть возможность! Для этого мы учим всей семьёй разные языки! 

Папа: Этой осенью мы всей семьёй были в Крыму, на западном побережье, в Грузии, в Армении… Алиса ради этого даже немного прогуляла университет. 

- Миша, тебе что больше всего понравилось? 

- Грузинская еда, гора Арарат, первый христианский храм... 

- Как вас встретила Грузия? 

Папа: В первый же день, когда мы прилетели в Тбилиси, сняли квартиру и сели в автобус, нас бросились обнимать чуть ли не все пассажиры. Они заплатили за наш проезд, рассказали, куда лучше всего пойти и что посмотреть. Потом, когда мы вышли из автобуса, с нами ещё долго шли наши попутчики и рассказывали, как лучше всего пройти к интересным местам и где самые вкусные хинкали. А ночью мы ходили через подземный переход. Там всегда было много людей, которые играли на гитарах. Все они охотно вступали в беседу и были очень доброжелательны. 

Мама: В человеческом отношении именно там мы получили самое большое удовольствие. 

Папа: А в сентябре мы ездили на запад Крыма. До этого мы были только на южном берегу. Оказалось, что мыс Тарханкут очень живописное место. 

- Какие поездки планируете на лето? 

Миша: Этим летом моя главная поездка – в Москву, для сдачи ГИА. Там мы пробудем месяц. Только после этого можно будет планировать что-то ещё. Хотя сама по себе Москва – это очень интересный город. 

- Миша, а есть ли у тебя хобби, помимо путешествий? 

- Я тоже занимаюсь с Люмьером английским и ещё программированием в школе «Эрудит». А в качестве физкультуры пять лет занимаюсь тхэквондо. 

- Вопрос к родителям: есть семьи, где родители боятся дистанционного образования, потому что считают, что не смогут контролировать детей. Что по этому поводу подсказывает ваш опыт? 

Папа: Интернет-образование сложно для тех, кто весь день вне дома. Трудно так сразу предоставить детей самим себе. Нет уверенности, что это хорошо отразится на их образовании. При этом никто из тех детей, которые собираются поступать в серьезные вузы и получать хорошее образование, не обходится без репетиторов. Школа не даёт достаточного количества знаний. 

Мама: Если хороший класс, сильные учителя, то нет смысла забирать оттуда ребёнка. Но бывают странные случаи. Ребёнок ходит на математику к репетитору, решает сложные задачи, и тот его хвалит. При этом у него в школе двойки по предмету – сказывается психологическое давление со стороны учителя. Так произошло в семье наших друзей, которые хотят забрать сына из, казалось бы, вполне благополучной школы. Они устали бороться с педагогом. Тот вымотал ребёнку нервы так, что тот и по другим предметам стал отставать. И такие проблемы имеются, к сожалению, у многих. Дочка других наших друзей хочет поступать в медицинский институт. Ей интересна биология и она её знает, но есть конфликт с учителем, и тот не ставит ей оценки! Те, кто с этим сталкивается, конечно же, интересуются интернет-образованием, но часто боятся, потому что пока у нас очень МАЛО ИНФОРМАЦИИ. Я делюсь ею, с кем могу. Но ведь я и сама узнала об этом от детей! Алиса использовала видеоуроки Домашней школы «ИнтернетУрок» для подготовки к поступлению в МГУ и посоветовала их нам. Миша мониторил все существующие варианты на эту тему, и благодаря его умениям мы решились перевести на дистанционное образование Машу. Он всегда ей помогает по технической части. 

- Тем не менее, по части осуществления контроля каково Ваше мнение как уже «опытных пользователей»? 

Папа: В обычной школе вообще не понятно, чем они занимаются. Даже если учитель что-то рассказывает, то не факт, что это то, что нужно. Потом он ставит хорошую отметку в дневник, и проверить, насколько она оправданна, практически невозможно… Здесь мы всё время видим, чем ребёнок занят и как он проходит тесты. Мы всегда можем видеть, что ребёнок сдал, а что нет. Где-то, может быть, дополнительно позаниматься нужно. Выбирая Домашнюю школу «ИнтернетУрок», мы выбрали именно качественное базовое образование. 

Мама: Нам нужны не оценки, а хорошие базовые навыки. Чтобы он не зависел от учителя. При этом нам не нужен лицей. На этот уровень мы пока не претендуем, потому что хотим дать возможность детям позаниматься разными вещами. 

Папа: А если мы что-то вдруг проглядим, то нам наставник обязательно подскажет, на что обратить внимание. Нам тут не просто легче – здесь мы контролируем всё, а там не могли проконтролировать ничего. 

Миша: Ещё с наставником очень удобно заниматься. Маша так по часу обсуждает отдельные вопросы. И наставник очень помогла ей с музыкой. Мне тоже помогает, но больше в техническом плане. 

Мама: Я бы сказала, что куратор нужен, чтобы дети чувствовали, что их контролирует кто-то третий, кроме родителей. Это дисциплинирует. Центральный фактор и очень важный момент в социальном плане – общение с ДРУГИМ человеком. Потому что родителям можно поплакаться, покапризничать: «Я что-то не успел или очень не хотелось», – в общем, по-домашнему ответить… С куратором так не получится. 

Общение с семьёй Зиминых происходит легко. Кажется, что через тысячи километров сквозь компьютерный монитор передаётся незримое спокойствие и какой-то семейный уют, в котором пребывают собеседники по ту сторону экрана. 

- Миша, что главное в жизни? 

- Наверное, всё-таки семья. Вот я сижу сейчас в своей большой семье, и нам всем хорошо! 

- Маша, что пожелаешь другим детям? 

- Чтобы у них было много желаний, и чтобы они сбывались! 

Фото: личный архив семьи

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru