Авторизация
Регистрация ученика
Регистрируясь на сайте, я принимаю Пользовательское соглашение
и даю согласие на обработку своих персональных данных (см. «Политику обработки персональных данных»).

Уже зарегистрированы на InternetUrok.ru? Войдите в аккаунт.
Регистрация ученика
Подтверждение номера телефона
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации,
чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Подтверждение e-mail

Время действия вашего аккаунта без подтверждения истекло.
Для получения инструкций по подтверждению
нажмите кнопку «Отправить инструкции».
Инструкции будут высланы на login_mail@mail.ru

Не проглядите: первые три года жизни ребёнка – это самая главная школа

Эмпатия

В начале жизни закладываются базовые алгоритмы. Потом мозг просто обрабатывает новую приходящую информацию.
Есть такое понятие «эмпатия», которое обозначает умение осознанно чувствовать и понимать другого человека на уровне эмоций. Проникаться его азартом и страстью. Это очень хороший инструмент для жизни. Он помогает взглянуть на другого человека как будто бы изнутри. Использовать инструмент можно двояко – сострадать, помогать кому-то, – а можно обманывать. Любой мошенник – эмпат по определению. Те внутренние рычаги, которые предопределяют, на что будут использоваться способности, встраиваются очень рано. Почти все свойства человека имеют двойное применение. Говоря проще, в начале жизни закладываются базовые алгоритмы. Потом мозг просто обрабатывает новую приходящую информацию.

Эти алгоритмы сказываются на выборе профессии, на умении увлекаться чем-либо сторонним, определяют вкус и нравственные ценности. Если в доме постоянно говорят о том, что имеет исключительно практическую значимость, и ребёнок с самого раннего возраста это видит и слышит, то ждать от него, что он станет, например, учёным, трудно. Едва ли ему будет интересно то, что не имеет к нему непосредственного отношения.


Жизнь родителей на глазах детей – это как мазок художника по холсту, где каждый отдельный штрих, казалось бы, особого смысла не несёт, но все вместе они определяют жизнь.
Это некая континуальная часть или непрерывная процедура, которая непосредственно влияет на ребёнка – на его поведение, реакции, – предопределяет вкус и смыслы. И это происходит именно до трёх-четырёх лет.

Интонации, улыбки, жесты. Давно замечено, что малыш быстрее всего овладевает именно этой частью общения. Он начинает смешно повторять то, что говорят родители, не выговаривая слова, но копируя интонации. Маленький человек усваивает общую ауру взаимоотношений между людьми в доме. Улавливает настроение, стиль, паузы между слогами. Отдельные слоги он может повторять перед тем, как начнет говорить. Нам кажется, что пока он осмысленно не разговаривает, то и информацию не воспринимает. Но это не так – в такой период он получает до 80% наших сообщений. И именно тогда закладываются алгоритмы будущего восприятия.

Достойный пример

Подходят два человека к картине «Распятие Христа». В понимании одного: «Вот какой подвиг был совершён, и до сих пор его помнят. Христос не избежал смерти, но он совершил нечто, что повлияло на жизнь миллионов людей». В мыслях второго: «Ну да, вот видно, что плетью обуха не перешибёшь». Кто прав? Они оба правы. Просто одному заложили, что жить нужно интересно и активно, чтобы что-то происходило вокруг тебя и чтобы ты повлиял на окружающее. В другого заложена только первая часть – как выжить и хорошо пожить. Такая форма жизни близка к животному состоянию. А закладывается всё это очень рано.

«Тарас Бульба»

Мы удивляемся, почему два человека, закончившие одну школу, один вуз, бывшие всегда рядом, а иногда и выросшие в одной семье, совершенно по-разному ведут себя во взрослой жизни. В произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» это очень ярко описано. Там два брата ведут себя абсолютно по-разному. С одной стороны, они выросли в одной семье. С другой – один всегда знал, что у него есть младший брат, за которого он в ответе и которого нужно защищать. Второй, наоборот, – что у него есть старший брат… Так они заняли дополнительную позицию в жизни. И всё это произошло в раннем детском возрасте.

До трёх-четырёх лет закладываются основные установки и очень тонкие настройки. Сколько терпения нужно проявить, чтобы добиться чего-либо и получить удовольствие от того, что ты что-то превозмог? На каком уровне ты должен сопротивляться власти родителей? Пример: «Что я надену сегодня в садик? Я хочу пойти вот в этих цветных шароварах!». А мама говорит: «Да нет, этого нельзя делать». Но почему нет? Ведь не ты же пойдёшь в таком виде! И вот вам отношение к свободе и власти. И отношение к самому себе, и нежелание что-либо делать. Всё это в детстве привито. Потом происходит лишь раскрутка и развитие привитого. Что лучше: пытаться сделать что-то великое, даже если не всегда получается, или сразу сказать: «Да нет, я не способен, я лучше вот тут понемножку буду работать, чтобы выжить»…

Отношение к себе и своим возможностям, вера в них закладывается в детстве. Позже этот алгоритм применяется к решению больших и малых задач.

Два семечка, брошенные рядом в одну почву, которые поливаются одинаково и дышат одним воздухом, рождают совершенно разные растения.
М.И. Лазарев, основатель InternetUrok.ru

Также по теме: