Авторизация
Регистрация ученика
Регистрируясь на сайте, я принимаю Пользовательское соглашение
и даю согласие на обработку своих персональных данных (см. «Политику обработки персональных данных»).

Уже зарегистрированы на InternetUrok.ru? Войдите в аккаунт.
Регистрация ученика
Подтверждение номера телефона
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации,
чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Подтверждение e-mail

Время действия вашего аккаунта без подтверждения истекло.
Для получения инструкций по подтверждению
нажмите кнопку «Отправить инструкции».
Инструкции будут высланы на login_mail@mail.ru

Об умении удивляться

Удивляться обыденному противоестественно. Неумение делать это заложено в человеке природой. Лишь самым талантливым из нас дана естественная способность замечать необычное в обычном.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
А. Блок. «Ты помнишь? В нашей бухте?»

Развитие

Ребёнок до трёх лет развивается очень быстро, но потом развитие заметно затормаживается. Он уже привыкает ко многому, и его мир перестаёт быть удивительным. Замедление становится ещё более заметным после пяти-шести лет, и есть некий рубеж после двенадцати, когда подросток говорит: «Да! Я умею жить в этом мире. Вы меня ничем не удивите».
Вероятно, даже проблема старческой деменции связана с тем, что мозг отказывается учиться и начинает засыпать. Зачем работать, когда есть понимание всего и умение всем управлять? Зачем быть острым, когда и так всё в порядке?
Для развития чрезвычайно важен тот момент, который называется эффектом «вау!». И чтобы мозг не впадал в спячку, нужно научиться удивляться привычному. Необходимо разрабатывать механизм удивления, потому что именно удивление – это первый шаг к пониманию и первая его фаза. То есть вначале должно возникнуть непонимание, потом поиск и глубокое понимание как результат. Очень важно помочь ребёнку развить такое умение.

Например, на каком-то ограниченном кусочке земли растёт дерево. Понимание, что должно быть какое-то сохранение массы материи, формируется у человека достаточно рано. Задайте вопрос: откуда это дерево? Откуда этот ствол и листья? Всё это из земли что ли? Да нет же! Оно бы выросло, если бы было так! На этом примере можно объяснить пяти-, шести-, семилетнему ребёнку механизм довольно сложного химического процесса. Возьмите два пазла, которые друг другу подходят, жёлтый и зелёный. И другие два – синий и красный. И вот мы говорим, что в воздухе есть одна конструкция. В воде – другая. Теперь так может случиться, что под действием солнца синий пазл соединится с жёлтым, а красный с зелёным. Что мы на самом деле мы этим объяснили? Что СО2 и Н2О преобразуются, и в результате получается древесина и кислород. Конечно, тут никаких формул писать не нужно, но суть останется, и это можно развивать. Важно, чтобы он увидел, что есть нечто удивительное в том, к чему он давно привык.

Например, на каком-то ограниченном кусочке земли растёт дерево. Понимание, что должно быть какое-то сохранение массы материи, формируется у человека достаточно рано. Задайте вопрос: откуда это дерево? Откуда этот ствол и листья? Всё это из земли что ли? Да нет же! Оно бы выросло, если бы было так! На этом примере можно объяснить пяти-, шести-, семилетнему ребёнку механизм довольно сложного химического процесса. Возьмите два пазла, которые друг другу подходят, жёлтый и зелёный. И другие два – синий и красный. И вот мы говорим, что в воздухе есть одна конструкция. В воде – другая. Теперь так может случиться, что под действием солнца синий пазл соединится с жёлтым, а красный с зелёным. Что мы на самом деле мы этим объяснили? Что СО2 и Н2О преобразуются, и в результате получается древесина и кислород. Конечно, тут никаких формул писать не нужно, но суть останется, и это можно развивать. Важно, чтобы он увидел, что есть нечто удивительное в том, к чему он давно привык.

Другой пример. Можно задать вопрос: «Откуда у нас молоко на столе?». Как откуда? Купили в магазине. Но в магазин-то его отдал кто-то, кто корову доил! А что мы дали ему взамен? Объяснения, что папа и мама ходят зарабатывать деньги, и поэтому мы купили продукты, здесь не подходит. Что мы ему дали взамен? Он дал нам молоко, а мы ему… вот тут уже интересное объяснение может быть. И даже хорошо, если в объяснении окажется что-то, что понятно не до конца. Останется чувство – что да, об этом можно рассуждать.

Третий пример – это цвет. Все окрашено в какие-то цвета. Это привычно. Но можно спросить: «А откуда берётся этот цвет? Ведь когда темно, эти предметы – тот же диван – не красный, а чёрный. И все чёрное. Но падает свет, и всё окрашивается в разные цвета. Хотя свет сам по себе кажется белым. Как это получается?».

Искусство очень помогает находить удивительное в самых обычных вещах

Взгляните на пейзаж художника. Мы вживую не обратили бы внимания на то, что там изображено. А он правильным образом всё показал, и вот ты уже думаешь о чём-то важном… Потом приходит понимание окружающего мира.

Задача – в привычном увидеть удивительное. И тогда можно развить удовольствие от понимания этого процесса. Удовольствие от наличия загадки. Потом – от её решения. И это удовольствие очень важно, потому что оно помогает человеку сформировать увлечение. Ну а раз есть увлечение – то будет и успех.

Удивление, удовольствие, увлечение вместе ведут к успеху. Такова формула успеха!


М.И. Лазарев, основатель InternetUrok.ru

Также по теме: