Авторизация
Регистрация ученика
Регистрируясь на сайте, я принимаю Пользовательское соглашение
и даю согласие на обработку своих персональных данных (см. «Политику обработки персональных данных»).

Уже зарегистрированы на InternetUrok.ru? Войдите в аккаунт.
Регистрация ученика
Подтверждение номера телефона
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации,
чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Подтверждение e-mail

Время действия вашего аккаунта без подтверждения истекло.
Для получения инструкций по подтверждению
нажмите кнопку «Отправить инструкции».
Инструкции будут высланы на login_mail@mail.ru

Экология

1. Определение экологии. Главные задачи экологии (00:10)

Мы являемся частью природы. Что такое экология? Какие у неё задачи? Исправлять наши ошибки. Экология – наука о том, как прогнозировать последствия наших воздействий на окружающую среду.

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος – обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος – понятие, учение, наука) – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».

Какие бывают воздействия человека на природу?

  • Перенаселение

Как перенаселение влияет на природу? Например, в Японии XVIII–XIX вв. практически не было лошадей, они не использовались для перевозок грузов и других нужд. Как же такое произошло? Представьте: у вас есть лошадь, для неё нужно пастбище, сено. И вот у вас рождаются дети. В первую очередь нужно думать, как прокормить детей. Отец оставляет в наследство землю, её делят между детьми, а те, в свою очередь, между своими детьми и т. д. Человек вытесняет лошадь.

Это небольшой пример модели перенаселения, но на этом примере видно, какие проблемы может повлечь рост популяции человечества. Чаще всего такое случалось на островах. На Британских островах помогла миграция в Америку.

Проблемы можно назвать социально-психологическими. Почему психологическими?

Есть история другого острова – острова Пасхи. Из-за верований и религии был уничтожен лес. Вслед за лесом исчезли птицы, некоторые животные и источники питания для самих людей (см. рис. 1).
Рис. 1. Остров Пасхи
  • Химическая проблема

Какие отходы оставляет человечество? Любое животное оставляет отходы жизнедеятельности, но с ними природа умеет справляться. Отходы утилизируются окружающей средой. Человек придумал новые вещества, к которым природа не приспособлена. Например, полиэтиленовые пакеты, кеды. Полиэтилен не перерабатывается природой, нет жуков или микроорганизмов, которые могли бы их утилизировать. Полиэтилен остаётся и накапливается.

Итак, одна из проблем – новые вещества, не вписанные в циклы природы.

  • Физическая проблема

Если вещества, которые не приносят вреда природе, собрать в одном месте, то может произойти локальная катастрофа. А бедствие может разрастаться.

Яркий пример физической проблемы, которая обратилась против человека, – система водоснабжения в Древнем Риме (см. рис. 2).

Рис. 2. Древнеримский водопровод Пон-дю-Гар
Водопровод был изготовлен из свинцовых труб. Эта одна из причин ослабления империи. Трубы отрицательно влияли на здоровье людей.

Слово «сантехника» в английском языке происходит от слова «свинец» (см. рис. 3).
Рис. 3. Этимология слова «сантехника»
Получилось скопление вещества в одном месте. Несмотря на то что свинец – природный продукт, его концентрация дала отрицательный эффект.

Научились из глины делать кирпичи. Создали нечто новое, кирпичи сохранились ещё от древних шумеров. Однако кирпичи незначительно влияют на окружающую среду.

Это три основные проблемы.


2. Проблемы экологии, создаваемые человечеством (07:07)

Почему человек не вписывается в природу?

  • Человечество слишком эффективно

Где бы ни появлялись люди, исчезали крупные животные. Группе людей было легче охотиться на габаритных животных. Убивали одно – еды хватало на всё племя.

Природу мы неосознанно делим на полезное и вредное. Вредное уничтожаем, полезное потребляем.

Эффективность выражается в гипервоздействии. Например, в уничтожении вредных для нас насекомых, что скажется на популяции птиц и т. д. Это может закончиться экологической катастрофой.

В природе должно быть всё сбалансировано. Если даже человек производит то, что природой может быть переработано, то в больших количествах такое вещество всё равно несёт угрозу.

Человечество создаёт новые продукты отходов, которые не «перевариваются» природой. Например, кирпич, бетон, стекло, пуховики.

До пуховиков были ватники. Ватники состояли из хлопка. Пуховики – синтетические.

Кожаные ботинки. Кожа быстро переработается, а кеды из полиэтилена будут лежать и засорять природу. Мусор накапливается.

Экология – сложная наука. В ней всё взаимосвязано. Существует проблема перенаселения – человечество не смогло бы всех переодеть в хлопок. Или пришлось бы все поля засеять хлопком.

Человек отличается тем, что продукты его жизнедеятельности новы для природы.

Чтоб накормить всех людей, нужно вести сельское хозяйство определённым способом. Сельское хозяйство должно быть эффективным. Например, удобрения пестицидами. Создаются новые продукты, и меняется круговорот природы.

Проблемы, которые создаёт человек для экологии

  • Мы эффективны, нас много.
  • Мы создаём новые для природы продукты отходов.
  • Мы собираем в одном месте вещества, которые вредят природе

Экология изучает различные проблемы и задачи

  • Исправление ошибок человечества.
  • Прогнозирование возникновения угроз.
Продукт, создаваемый человечеством, может быть безопасным, но вредна может быть технология его производства. Например, бумага. Во время её производства в технологической цепочке используются вредные вещества. Многие слышали о проблемах целлюлозно-бумажных комбинатов.
Рис. 4. Сброс отходов целлюлозно-бумажного комбината в Байкал
Задача – создавать замкнутые циклы производства, которые не дают отходов. Вредные вещества, получаемые во время производства, нужно обратить в пригодные для окружающей среды. Это вполне решаемая задача. Замкнутые циклы возникают. Но появляется другая проблема – энергия. Такие циклы энергетически более затратные. Добывая энергию, сжигая нефть, мы вносим дисбаланс в энергетическое равновесие. В природе энергия поступает от Солнца, отражения и поглощается растительной средой. А человечество изобретает новые источники энергии.

3. Проблема перенаселения Земли (14:27)

Что же делать с перенаселением?

Рост человеческой популяции приостанавливается, когда развивается культура. Так происходит потому, что повышаются требования к воспитанию ребёнка, к его культурному уровню. Нужно больше внимания, и, если в семье десять детей, намного труднее будет воспитать их готовыми к жизни в развитом обществе.

Уменьшается рост населения ещё и потому, что происходит эмансипация женщин. Женщины выходят на работу и оставляют время на одного или двух детей.

Повышение культурного уровня влияет на численность населения планеты.

Экологией называют:

  • проблемы окружающей среды;
  • науку о проблемах окружающей среды.

Правильнее называть экологию наукой. Наукой о том, как прогнозировать проблемы и решать их.
Также по теме: