Авторизация
Регистрация ученика
Регистрируясь на сайте, я принимаю Пользовательское соглашение
и даю согласие на обработку своих персональных данных (см. «Политику обработки персональных данных»).

Уже зарегистрированы на InternetUrok.ru? Войдите в аккаунт.
Регистрация ученика
Подтверждение номера телефона
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации,
чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Подтверждение e-mail

Время действия вашего аккаунта без подтверждения истекло.
Для получения инструкций по подтверждению
нажмите кнопку «Отправить инструкции».
Инструкции будут высланы на login_mail@mail.ru

Экономика

1. Определение экономики (0:10)

Экономика – хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения обмена и потребления.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

В любой науке главное прогноз. Понимание того, что может произойти. В экономике с предсказаниями сложно – может возникнуть кризис. Экономика сложная наука потому, что представляет собой совокупность хозяйственной деятельности очень многих людей. Каждый человек имеет свою определенную цель в конкретное время жизни. Сложение целей и свободы людей в сумме дают общую хозяйственную деятельность.

Начать нужно с простого, с того что нас окружает и понять результаты нашей деятельности. Посмотреть, какими инструментами достигаются эти результаты. Результаты – комфорт в котором мы живем.

Выбрав точку отчета, видим, как эволюционировал наш комфорт: телевизоры, холодильники, стиральные машины, автомобили (см. рис. 1).
Рис.1. Эволюция удобств
Если делать самому то, что помогает в жизни, уйдет много времени. Но мы пользуемся всеми благами. Как достигнуть такую эффективность, которую каждый чувствует? Во-первых, разделением труда. Даже в походах мы разделяем обязанности. Если речь идет о государстве, то существует длинная технологическая цепочка. В ней тоже присутствует разделение труда (см. рис. 2).
Рис.2. Длинная технологическая цепочка
Современная экономика характеризуется длинной технологической цепочкой.

Возьмем авторучку. Все ее части делались отдельно, потом собирались. В авторучке присутствует совокупность изобретений: пластик, который не существует в природе; паста, шарик, чернила. В создании автомобиля задействованы сотни процессов. Получается экономическая сеть.

Инструменты экономики:
  • разделение труда;
  • изобретения. Продукт труда учёных;
  • деньги;
  • государство.

2. Функции государства в экономике (5:30)

Государство обеспечивает безопасность. Например, бизнесмен собирается построить завод. Но если он не уверен в будущем государства, он не станет этого делать.

Государство обеспечивает внутреннюю безопасность. Если стороны заключают контракт, то он будет исполнен или оспорен в суде.

Государство создаёт инфраструктуру. Когда-то была построена великая железная дорога (см. рис. 3). Главным инвестором выступило государство. И сейчас масштабные стройки организовывает государство.
Рис.3. Транссибирская железнодорожная магистраль
Транссибирская железнодорожная магистраль - железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога в мире.

Бизнесменам часто бывает сложно договориться. Как людям о чистоте в подъезде. Это называется «дилеммой заключённого». Вы можете посмотреть об этом урок. Есть еще одна причина – большие долгосрочные кредиты. Если объект принесёт прибыль только через двадцать лет, то бизнесмен навряд ли согласится. Поэтому только государство может брать на себя объекты, которые протяжены во времени.

Другая функция государства – охрана природы. Если не будет законов по охране природы, то не договорятся действующие субъекты. Пётр I ввёл закон о том, что в десяти километрах от реки нельзя вырубать лес – это закон природоохранный. Благодаря указу удалось сохранить реки.

Еще одна задача государства – собирать налоги в том числе и для инфраструктурных проектов. К таким проектам относятся поддержка слабых слоев населения, бесплатное образование и медицина. Сбор и распределение общественных денег – задача государства.

3. Культура – как инструмент экономики (9:10)

Важный инструмент – культура. Религия, искусство – всё то, что мы привыкли называть культурной деятельностью.

Культура влияет на экономику. Большие коллективы, общество могут построить развитую экономику.

Окунёмся в историю. Эскимосы три раза изобретали лук и три раза забывали, поскольку это малочисленный народ и сохранить память негде. Чтобы происходило развитие, нужны большие коллективы. Если взять разделение труда, то чем оно обширнее, тем эффективнее работает.

Люди – инструмент экономики. Но важно не только их количество, но и образовательный и культурный уровень общества. В том числе способность соблюдать определённые правила.

4. Деньги. Функции денег (11:03)

Деньги – великое изобретение человечества. Сами деньги не ценны. Если вы окажетесь одни, но с большим количеством денег, вы пропадёте. Деньги действуют в обществе.

Функции денег

  • Накопление. Работаешь, откладываешь и можешь что-то купить и сделать.
  • Оценка. Нужно оценивать вещи и труд.
  • Обмен. Мы всё время обмениваемся в сложной системе. Я ем творог, но не знаю, кто его сделал, напрямую я не обменивался с этим человеком. Может быть, и этот человек пользуется моими услугами. Это удивительная функция денег.

Деньги придумывали долго, искали, на что можно обмениваться – на ракушки, на золото, серебро (см. рис. 4).
Рис.4. Исторические формы денег
В некоторых языках можно проследить, какие были формы денег. Например, на французском слово «деньги» образуются от слова «серебро». Сейчас мы пришли к тому, что деньги – это числа на банковском счету и мы ими расплачиваемся через телефон или карточки. Бумажных денег практически нет. Чем больше деньги функционируют, тем сильнее люди взаимосвязаны.

5. Производство и потребление (14:13)

Экономика рассматривается в терминах «производство и потребление». Хозяйственная деятельность производит продукты для потребления.

К нашим потребностям относятся животные нужды: утолить голод, холод, обеспечить жилище. Чем более развито общество, тем больше нужды смещаются в культурную область, на потребление культурных ценностей.

Мы платим налоги, а государство распределяет деньги на содержание музеев, театров и т. д. А потребляем мы по нашим возможностям, кто-то слушает классическую музыку каждый день, кто-то не слушает вовсе.

При коммунизме был лозунг, что каждому дано по потребностям и от каждого берётся по способностям (см. рис. 5).
Рис.5. Лозунг коммунистической партии
В информационной и культурной области так и происходит. Мы можем потреблять столько, сколько нам нужно и производить. Если мы можем спеть, то нас услышат.

Постепенно это происходит и в материальной сфере. Дешевеют товары широкого потребления. Раньше дети ходили в школу с заплатками, потому что брюки порвались, а новые купить не на что. Было всё дорого, так как делалось либо из хлопка, либо из кожи – из натуральных материалов. Только после колоссального прорыва в химии, когда были изобретены синтетические материалы, пропал дефицит.

6. Что первично – культура или экономика? (18:04)

О чем в первую очередь нужно думать, о культуре или экономике? Помогает ли культура экономике? Культура – это главный инструмент экономики. Культура – это кто я. А экономика – что я имею. Что первично – решает каждый сам.

Также по теме: