Авторизация
Регистрация ученика
Регистрируясь на сайте, я принимаю Пользовательское соглашение
и даю согласие на обработку своих персональных данных (см. «Политику обработки персональных данных»).

Уже зарегистрированы на InternetUrok.ru? Войдите в аккаунт.
Регистрация ученика
Подтверждение номера телефона
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации,
чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Подтверждение e-mail

Время действия вашего аккаунта без подтверждения истекло.
Для получения инструкций по подтверждению
нажмите кнопку «Отправить инструкции».
Инструкции будут высланы на login_mail@mail.ru

Мораль и право

1. Мораль и право. Общие черты и различия

Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
– Что такое
хорошо
и что такое
плохо?

В. Маяковский

Все знают с детства эти строчки. Дальше в произведении отец начинает читать мораль. А что такое мораль и как она соотносится с правом?

Мораль и право дополняют друг друга. Если поведение людей не регулируется правом, оно входит в мораль, и наоборот.

Для индивида мораль – это нормы поведения, которые ограничивают человека, но помогают делать определённый выбор.

Мораль – это способ сохранения себя. В каждой организации есть неписаный свод правил, его нужно придерживаться, чтобы принадлежать этой организации.

Регулятором и исполнителем права является государство, а морали – общество.

Вспомним литературных героев.

Анна Каренина. Она не нарушает законов, судить её нельзя, она преступила мораль общества, к которому принадлежала, но это и было её проблемой.

Ленский и Онегин. Они нарушают закон: убивать нельзя. Сами разбираются между собой. Но их поступок не выходит за рамки морали их окружения.

Мораль – это распространённое понятие о добре и зле, о правильном и неправильном поведении. Мораль регулирует ту часть, которая не входит в право. Если вы не помогли беременной женщине, когда она выходила из автобуса и оступилась, вас не осудят, но общество будет порицать.

Чем больше общество, тем комфортнее жить. Есть разделение труда, длинные технологические цепочки, поэтому нужно уметь сосуществовать друг с другом. Мораль и право нужны, чтобы сохранять общество в спокойствии. Проявлять себя допустимо в определённых границах – не мешая друг другу.

2. История возникновения морали и права (4:50)

Одни из самых первых законов – законы Хаммурапи (см. рис. 1). Все они регулируют взаимоотношения между людьми.

Рис. 1. Деталь стелы с законами Хаммурапи
Законы Хаммурапи представляют собой примитивное право, содержат основные постулаты: «Не убий, не лги, не лжесвидетельствуй».

Это древние законы. Как они возникли?

Когда не было науки, все необъяснимые для человека вещи и предметы имели божественное происхождение. Например, Прометей добыл огонь.

Когда появилась наука, стало ясно, что основы морали есть и в животном мире. Оказалось, что у обезьян бонобо есть определённые нормы поведения, есть жалость, сочувствие и дружеская любовь друг к другу. У млекопитающих такое явление встречается часто. Жалость к ближнему – это исходное чувство. По-другому не выжить. Сочувствие, эмпатия помогают заботиться о своем ребёнке.

На основе эмпатии может возникнуть мораль. Если возможно представить себя на месте человека, нуждающегося в помощи, значит, вы способны его пожалеть. В сообществе обезьян это есть, они помогают пострадавшим или старым. Совсем старым обезьянам, которые не могут ходить к водопою, молодые приносят воду во рту.

Эмпатия – основа морали. Государство превращает в право часть морали, которую можно перевести в законы.

Библейские законы охватывают обширную область человеческой деятельности: «Не ври, не укради, не причиняй вреда, не убий» и т. д.

Но в десятой заповеди говорится:

«Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему».

Получается, что рабы – это норма. Законы для «своих», для тех, кто подчиняется библейским заповедям, для евреев. А Иисус Навин уничтожает большое количество людей, и закон «не убий» к нему не относится. В основе морали лежит «свой/чужой»: к кому-то применимы законы, а к кому-то нет.

3. Границы морали и права (10:44)

В литературе это тоже есть. Например, Печорин из произведения «Герой нашего времени» держал взаперти Бэлу. Мы не осуждаем и как будто не замечаем этого, она же из другого народа. И Максим Максимыч не осуждает его за этот поступок. А попробовал бы Печорин держать в неволе княжну Мери. И даже сегодня существует тюрьма Гуантанамо, там пытают людей. Пытки запрещены законом в цивилизованных государствах и в США. Но это происходит в другой стране, с другими гражданами (см. рис. 2).

Рис. 2. Прибытие заключённых на базу Гуантанамо
Другая граница морали – война. На войне разрешено многое, но есть и законы. Например, отношение к мирному населению. Границы права и морали размыты. Мы знаем, что происходило во времена Великой Отечественной войны. Что делали германские войска по отношению к мирному населению, когда командование сняло все законы.

В современном мире нужно чётко различать и понимать границы морали и права. Если вы один видели преступление и решили самостоятельно отомстить, вы не должны наказывать преступника. Иначе наказаны будете вы. Его преступление нужно доказать.

Граница морали очень зыбкая, нужно быть внимательным. Поэтому человеку тяжело даётся переход на мораль военного времени. Мы со своими нормами морали можем осуждать военачальников. Нужно помнить, что в другое время и при других обстоятельствах нормы морали отличались от наших. Великий английский математик Тьюринг сделал много для своей страны и во время войны (см. рис. 3)

Рис. 3. Алан Тьюринг
Алан Тьюринг был гомосексуалистом и практически был затравлен обществом. Сегодня гомосексуализм не запрещён, более того, изменяются многие законы. Так, в некоторых странах стало возможным заключать однополые браки. Изменилась мораль под воздействием литературы, искусства, групп людей, и закон поддался новым нормам.

Закон отличается тем, что он один для всех – презумпция равенства людей. А мораль многообразна. Например, мораль разнится в возрастных категориях. Если мы увидим старика одетого в молодежном стиле, у нас может появиться осуждающий порыв.

На границы морали и права человек может совершить преступление. В какой-то группе или обществе мораль ваш поступок может оправдать, а закон нет.

Есть латинская пословица Dura lex, Sed lex – «Закон суров, но он закон».

Закон не учитывает многих тонкостей. Если вам 17 лет и 364 дня и вам продали водку, то нарушили закон и продавец будет осуждён. Хотя по нормам морали кажется, что до совершеннолетия один день и это уже не преступление.

Граница закона и морали важна, несмотря на то что закон иногда слишком суров. Закон общий, он не может учитывать некоторых тонкостей.

Современные законы гораздо сложнее законов Хаммурапи и библейских заповедей. Существует масса кодексов. Разработаны своды правил поведения. Иногда они предусматривают такие случаи, которые даже сложно придумать.

Я вижу курящую беременную женщину. Должен ли я что-то сделать? Если я что-то сделаю – нарушу закон. Самих законов, запрещающих беременным курить, нет.

Почему законы сложные? Есть принуждение к исполнению законов, есть судьи. Чем больше мы оставим на ответственность судей, тем меньше мы будем удовлетворены законом. Будем жаловаться на произвол. Поэтому законы разрабатываются и дополняются. Сложность законов ограничивает судей и действует против произвола.

Законы стали возникать, когда общество стало достаточно большим, проблемы решали старейшины и нужно было соблюсти равенство.

Как возникают нормы морали? Во взрослом возрасте мы осознаём, что хорошо, а что нет. Это в нас вкладывается. Есть подражание, рассказы, сказки. Может внедряться мораль, что нормы и законы применимы только к «своим». В некоторых государствах разрешаются пытки иностранных граждан. Почему нет возмущения? Это когда-то внедрилось со сказками и песнями.

Сказка «Огниво». Солдат нечестно расправляется со старухой, которая предложила ему выгодную сделку. Она «чужая», с ней можно.

Мы сталкиваемся с ювенальной юстицией.

Ювенальная юстиция (лат. juvenālis «юношеский»; лат. jūstitia «правосудие») – правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними, без привлечения родителей и учёта их мнения в рассмотрении дел.

Когда-то в семье взрослые по отношению к детям могли вести себя как угодно. Дети были собственностью. Это постепенно менялось.

4. Право и мораль как часть социальных норм (24:14)

Мораль устанавливается постепенно. Философ Витгенштейн приводит пример. Вы появились в обществе, где принято снимать шляпы и кланяться, видя знакомых. Но вы не знаете, как применять это правило. Когда снимать шляпу, как кланяться. Это всё постепенно впитывается благодаря примерам, рассказам. И этот процесс кажется вполне естественным, но для другой группы людей он будет странным. На этом фоне могут возникать коллизии.

Если исходить из простых постулатов, то правила естественны и логичны. Например, мужчина и женщина. Женщина более ценный член общества. Это осознали уже давно. Представьте племя, где 5 мужчин и 95 женщин. Следующее поколение будет достаточно большим, а если наоборот? Следующего поколения может и не быть. Женщины важнее, а это значит, что нужно уступать дорогу, помогать и т. д. Это считается правилами хорошего тона по отношению к женщине. Другой пример: все физиологические проявления на людях считаются дурным тоном.

Два государства, где не происходило тотального истребления аристократии, – Англия и Япония. Дурным тоном было проявление не только физиологии, но и психологии. И самураи, и джентльмены не проявляют в обществе чувств, «держат лицо».

К этим нормам можно добавить императив Канта: «Делай так, как хочешь, чтоб поступали с тобой». Исключим этические тонкости, какой вилкой пользоваться, какие блюда кушать, как вести себя за столом. Это другое направление.

Мораль и право – два механизма, дополняющие друг друга, они направлены на сохранение общества. Для индивида это нормы поведения, которые облегчают жизнь. Правила общежития, внутри которых каждый человек может проявить себя.

Также по теме: