Авторизация
Регистрация ученика
Регистрируясь на сайте, я принимаю Пользовательское соглашение
и даю согласие на обработку своих персональных данных (см. «Политику обработки персональных данных»).

Уже зарегистрированы на InternetUrok.ru? Войдите в аккаунт.
Регистрация ученика
Подтверждение номера телефона
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации,
чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Подтверждение e-mail

Время действия вашего аккаунта без подтверждения истекло.
Для получения инструкций по подтверждению
нажмите кнопку «Отправить инструкции».
Инструкции будут высланы на login_mail@mail.ru

Что такое Родина?

1. Понятие родины

В начале 1990-х, во время войны на Балканах, девушка задала вопрос: «А вы православный?»

Я ответил неправильно: «Я атеист».

Вопрос состоял в другом. В Черногории шла война между православными и мусульманами, католиками и православными. Для них этот вопрос был культурный: «Кто ты? К какой группе ты бы принадлежал, если бы был здесь с оружием в руках?».

Тогда у меня остро встал вопрос: «Кто я? Что такое я?»

Если мы вычеркнем имя и фамилию, профессию, что тогда останется? На одном из первых мест будет национальность: я русский или я армянин, я еврей и т. д. На самом деле, вы скажете о группе, к которой принадлежите. Профессия тоже группа.

Понятие «родина» было не всегда, возникло не вместе с языком. Было понятие «род, племя» (см. рис. 1).
Рис. 1. Эскимосы (1894)
Человек понимал, что он принадлежит к какому-то роду. Поэтому была кровная месть, она отвечала за род человека.

Кровная месть (также венде́тта, от итал. vendetta – мщение) – древнейший принцип, характерный для родоплеменного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-нибудь из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно должен умереть в порядке возмездия. Кровную месть осуществляет, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, группировки и т. д., к которой принадлежал убитый. В ряде случаев кровная месть заменялась выкупом или же переходом на пострадавшую сторону человека, совершившего убийство, для замещения убитого. Здесь человек воспринимается как часть родового («кровного») объединения, а понятие личной чести объединяется с пониманием чести всего кровного союза.

Из родов складывались племена. В Европе на вопрос «кто я?» отвечали, из какого города. Есть имена, в которых это звучит: Венециано, Леонардо да Винчи.

Общность разрасталась, создавались связи между городами. На первое место выступила религия. Вся культура была религиозна. Религия объединяла и разъединяла.

Вопрос «кто я?» возник из-за деления на своих и чужих. Нужно было знать, кому ты принадлежишь. Кто для тебя свой. В древние времена к чужим относились как к зверям. Ничем не отличался пробегающий мимо олень или человек из другого племени, их можно было убить.

Христианские заповеди предназначались для своих. Не убей своего, чужих можно было.

Появилось понятие «нация». Нация – группа людей, связанная кровными узами и территорией.

На́ция (от лат. natio – племя, народ) – социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

А как понять многонациональный народ России? Что такое народ? Народ определяется языком и культурой. Перешли к новому понятию, которое основывается на единстве языка и культуры.

Как религия определяла общность?

На рынке в Армении я увидел русских женщин, которые торговали соленой капустой. Я спросил, кто они. Они ответили: «Мы не русские, мы молокане».

Молока́не – одно из течений духовного христианства.

Молокане представляют собой не единую церковь, а, скорее, религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках.

Молокане – большая ветвь христианства. Когда они переселились, понятия народной общности ещё не было. Религия была более важным отличием. Они спутали религию и народность.

Как соотносить большие народи и малые?

На территории Франции живут французы. Но французский народ образовался из очень многих наций. Малые нации объединились в один народ. То же самое произошло с русскими. В европейской части России жили много национальностей. Враждовали друг с другом. Принадлежность свою относили к правящему князю. Если вожди не ладят, то народы за них воюют.

Воин воюет за вождя, а вождь – за цели общества, за славу.

Чувство общности с народом трансформировалось в чувство родины. Общность с теми, с кем един язык и культура.

Язык и культура – понятия нечёткие. Русский язык имел различные ветви.

Общность проявлялась во времена войн или катастроф. Способность народа объединяться перед лицом опасности определяет его силу.

2. Почему исчезают малые народы?

Малые народы исчезают. Исчезают и малые сёла. Почему так происходит?

Народ должен обеспечивать развитие своей культуры согласно времени.

Например, литература. Если мало читателей, то и талантливых писателей будет немного. Читатель создаёт литературу, если нет читателей, то писать не для кого.

Малые народы растворяются, внеся свою лепту в общность. И русская культура – это море, в которое впало много рек.

В литературе много писателей не с русскими этническими корнями, но они определяют русскую культуру.

3. Чувство родины

В чём ценность чувства родины? Особенно остро это чувство проявляется в экстремальных ситуациях или во времена войны.

Есть натуральная шкала ценности. Где жизнь – самое важное. Но у животных тоже так. Что-то может быть ценнее жизни. Аристократы показали нам, что честь дороже жизни (см. рис. 2).
Рис. 2. Адриан Волков «Последний Выстрел Пушкина» (1869)
Если честь задета, то вызывали на дуэль.

Есть героизм. Когда бежали в атаку, кричали: «За Родину».

Есть чувства, которые воспитывать не нужно: зависть или жадность. Оба эти чувства исходят от того, что мы имеем.

Есть чувства, которые воспитываются культурой: честь. Человек боится потерять своё достоинство.

Любовь к Родине – чувство, которое воспитывается постепенно. Его может и не быть.

Свобода также чувство, которое воспитывается. Если с детства не давать свободу, то человек и не поймет её, несмотря на то что свобода – физиологичное чувство. Привязанное животное рвётся на свободу. Из этого культура выращивает свободу личности и понимания.

Существует и чувство, противоположное чувству любви к Родине. Бывает, что человек не любит родителей и совсем не благодарен им. Но такие чувства могут реализоваться в предательстве.

Мне кажется, лозунг «Родина-мать» менее стимулирующий, чем «Родина-дитя», которое мы все вместе воспитываем. Лозунг «Родина-мать» хорош, когда мы все вместе в окопах и все мы братья.

Как может проявиться предательство в мирной жизни? Если человеку всё не нравится в родине, то есть два выхода: переделать то, что не нравится, или присоединиться к другой общности, где что-то лучше. Прислониться к сильному. Это остаточное чувство с детства. Есть родители, и, если что-то не так, я побегу к ним и пожалуюсь, прислонюсь.

4. Что даёт человеку любовь к Родине?

Любовь к Родине – это ощущение себя частью чего-то общего.

Жизнь подвержена случайностям, что-то может произойти со мной или близкими. Как это пережить? Даже ощущение того, что жизнь зависит от случая, может казаться унизительным. А страх смерти? В молодости остро ощущается этот страх, потому что чувствуешь себя отдельно ото всех или потерянно. Что-то может произойти с родителями, а сам ещё не знаешь, как жить в этом мире, и боишься себе признаться в этом. И ещё все умирают, так зачем жить? Что делать?

Помогают окружающие, помогает народ. Постепенно возникает любовь к Родине, это помогает чувствовать себя частью и быть счастливым.

Если что-то случится или если умрешь, останется что-то общее, к чему ты принадлежишь. Если думать об этом, чувствовать это, то помогает.

Нужно помнить о том, что есть моё, а что общественное. У человека, выросшего в одиночестве, не будет ни интеллекта, ни языка.

Культура, произведения, то, чем каждый из нас пронизан, благодаря чему мы становимся личностями – всё пришло от общества. Мы часть общества, это даёт нам возможность творить, работать, жить без страха случая или смерти.

В логистике есть понятие «хаб» – место, куда все съезжаются или откуда разъезжаются. В культурном смысле понятие «родина» тоже хаб. Мы все принадлежим одному. Мы знаем, что такое родина, мы составляем единое сообщество. Это ярко проявляется во время войны и позволяет делать большие проекты. Это составляет страну в материальном смысле. Например, Транссибирская магистраль – самая протяжённая в мире, была создана одним народом и объединила его.

Также по теме: