Авторизация
Регистрация ученика
Регистрируясь на сайте, я принимаю Пользовательское соглашение
и даю согласие на обработку своих персональных данных (см. «Политику обработки персональных данных»).

Уже зарегистрированы на InternetUrok.ru? Войдите в аккаунт.
Регистрация ученика
Подтверждение номера телефона
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации,
чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Подтверждение e-mail

Время действия вашего аккаунта без подтверждения истекло.
Для получения инструкций по подтверждению
нажмите кнопку «Отправить инструкции».
Инструкции будут высланы на login_mail@mail.ru

Труд. История возникновения

1. Отличительные характеристики деятельности человека (00:10)

Все живые организмы преобразовывают энергию. В чём отличие деятельности человека от других видов? Например, архитектор придумывает строение, создаёт план и стремится к реализации. Пчела, строя соты, подчиняется инстинктам.

Человечество создаёт «бесполезные» продукты: пирамиды, храмы, литература, религиозные системы и верования и т. д. Они не направлены на удовлетворение основных потребностей.

Благодаря крупным проектам, таким как пирамиды, человечество научилось создавать большие коллективы (см. рис. 1). Единая культура распространилась на значительные территории и стала объединяющей силой.
Рис. 1. Комплекс пирамид в Гизе. Каир. Египет
В большом коллективе появилось разделение труда. Это дало толчок развитию общества. Благодаря «бесполезной» деятельности стал возможен прогресс, результаты которого мы с вами наблюдаем.

2. Определение труда (04:05)

Не всякую деятельность можно назвать трудом. Например, ребята во дворе играют в футбол. У них есть цели: забить гол, выиграть. Это деятельность осознанная и направленная на получение результата, но это не труд.

Результат труда – продукт, который можно использовать для удовлетворения потребностей общества и самого человека.

Разберём несколько определений.

Труд – целесообразная и сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Игра в футбол – деятельность целесообразная и сознательная, она направлена на удовлетворение своих потребностей – детям хочется играть, но результаты их игры не интересны обществу. Это не труд.

Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целесообразно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

Это определение напоминает игру в пятнашки.

Труд – всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

Вот, что интересно: «не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

Существует филологическая проблема. Трудом мы называем и деятельность землекопа, и деятельность шахтёра, и деятельность поэта.

Представьте, что всех живых существ мы бы называли одним словом: «животное». Тогда, например, свинью и корову нам бы пришлось описывать свойствами. Так произошло с «трудом», поэтому тяжело объединить физическую, интеллектуальную, творческую, рутинную деятельность в одну категорию. Каждая заслуживает определённого слова. И рано или поздно так и будет.

Деятельность имеет внутреннюю и внешнюю часть.

Внутренняя – то, что я делаю и как к этому отношусь.

Внешняя – оценка деятельности со стороны.

Например, спортсмен играет – внешне он потеет и работает. Усталость – его внутреннее состояние (см. рис. 2).
Рис. 2. Игра в хоккей
Увлечённый учёный не назовёт свою деятельность тяжёлым трудом. Он заинтересован и может работать, занимаясь другими делами – обедая, разговаривая. Это отличает интеллектуальный труд.

Почему один труд ценится выше другого? Работа может быть тяжёлой, а оцениваться обществом невысоко. Эффективность и ценность труда – важные характеристики деятельности.

3. Возникновение и развитие труда (10:00)

Всегда ли был труд? Была деятельность. Разве охоту можно назвать трудом? Сложно представить, что в те времена была безработица. Современный труд связан с этим понятием.

Труд появился, когда человек стал вести оседлый образ жизни, когда появилось сельское хозяйство.

Труд можно разбить на две части, отвечая на следующий вопрос: будет ли человек заниматься своей деятельностью, имея много денег?

Одна часть труда существует от нужды, другая свободная.

Коммунизм предполагал свободный труд свободного общества. Но человек, получивший богатство и удовлетворивший свои жизненные нужды, не будет заниматься особо тяжёлой работой.

Способы принуждения к труду:

  • сила, рабский труд;
  • голод, батрачество;
  • консюмеризм, желание зарабатывать.

4. Труд в современном обществе (14:25)

Консюмеризм – признак современного общества. Желание зарабатывать вызывается удовлетворением непервоочередных потребностей – сменить телефон, телевизор, купить машину и т. д. Все включились в эту гонку.

Раньше труд обеспечивал выживание. Сегодня значительная часть индустрии придумывает потребности – в технике, одежде, косметике и т. д. Нужда возникает, когда продукт уже существует – без многих гаджетов мы не представляем своей жизни.

Увеличивается ответственность человека за свою жизнь, потому что у него есть выбор. От борьбы с голодом перешли к борьбе с ожирением (см. рис. 3).
Рис. 3. Голод и ожирение
Продукты труда создают новое общество.

«Любой труд, если он нужен людям, почётен и уважаем». Неправда. Это напоминает простые исполнения приказов. Многие трагедии человечества основаны на выполнении распоряжений. Например, холокост.

У нас есть выбор – профессий много. Ответственность за выбранную работу лежит на человеке.

Например, работа водителем у преступного авторитета. Профессия водителя почётна, труд – нет.

У человека есть выбор, он способен понять, что делает и как его труд включён в общую технологическую цепочку, в общество.


Также по теме: