Авторизация
Регистрация ученика
Регистрируясь на сайте, я принимаю Пользовательское соглашение
и даю согласие на обработку своих персональных данных (см. «Политику обработки персональных данных»).

Уже зарегистрированы на InternetUrok.ru? Войдите в аккаунт.
Регистрация ученика
Подтверждение номера телефона
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации,
чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Подтверждение e-mail

Время действия вашего аккаунта без подтверждения истекло.
Для получения инструкций по подтверждению
нажмите кнопку «Отправить инструкции».
Инструкции будут высланы на login_mail@mail.ru

Труд. От тяжёлого к творческому

1. Развитие труда (0:15)

Антропологи и археологи изучили: в больших коллективах происходило разделение труда. Это привело к прогрессу, результаты которого мы с вами наблюдаем. Разделение труда увеличивает эффективность, но отделяет продукт труда от людей, которые его производят. Например, я работаю проектировщиком подъёмных кранов, но мне самому подъёмный кран не нужен. Это влечёт разные психологические последствия.

В XVII веке насчитывалось около 200 профессий, сегодня – уже более 20 000. Каждый человек выполняет узконаправленную работу (см. рис. 1).
Рис.1. Ян ван дер Страт. «Мануфактура»
В организацию производства введена конвейерная система. Общество создаёт длинные технологические цепочки. Социальные катаклизмы могут привести к разрушению этих связей.

Технологические цепочки порождают ловушки. Например, социальные сети. Если произошло что-то плохое с человеком, соседей он не знает, а друзья из социальных сетей прийти на помощь смогут не сразу.

Каждая новая технология создаёт ловушку. Изобрели удобрения. Производство питания возросло в разы, увеличилась и численность населения. Но если удобрения исчезнут, наступит голод.

Технологические цепочки составляют невидимую, но важную часть человеческих отношений.

Социальные катаклизмы опасны. Организаторы революций зачастую не задумываются о последствиях. Разрушаются цепочки, наступает гражданская война и, как следствие, тысячи смертей от голода.

Из поколения в поколение передаются некоторые виды деятельности и крупные проекты. Выдающиеся строения возводились не один десяток лет: пирамиды, соборы, храмы и т. д. Общество существует во времени. Мы на пороге освоения космоса – этот проект будет развиваться.

2. От тяжёлого труда к творческому (6:00)

Можно ли сказать, что труд исчезает? Исчезает определённая его часть. Сейчас практически нет профессии землекопа. Физическая деятельность пропадает. Всё больше людей занимаются не физическим и рутинным «менеджерским» трудом, а творческой деятельностью. Физический труд заменяют машины, а рутинную интеллектуальную деятельность – компьютеры (см. рис. 2).
Рис.2. От тяжёлого труда к творческому
Важную роль играет психология труда. Том Сойер получил задание красить забор, ему не хотелось этого делать. Он превратил покраску забора в награду, и все его друзья включились в работу. Это сила пропаганды.

Есть притча о строительстве храма. Два человека несут камни. Но для одного это тяжёлая ноша (он несёт камни), а другой работает в радость (он строит храм).

Труд можно разделить на две категории. В первом случае удовольствие приносит процесс, во втором – результаты деятельности.

Творческие работники увлечены процессом.

Задача воспитания – провести связь между тем, как увлечён ребенок какой-то игрой, и выбором профессии. Тогда люди будут получать удовольствие от процесса труда. Это наше будущее. В нём не будет места незаинтересованным людям.

Любое увлечение ведёт к творческому труду. Нужно вовремя распознавать интересы и развивать их.

Также по теме: