Находясь в школе, ребенок окружен детьми, которые оказались в тех же условиях, что и он. У него нет возможности выбрать свое окружение.
Основой в школе является коллектив, а коллектив – это не общество. Коллектив – это группа лиц с установленным порядком, с определенными правилами, а общество намного многогранней, оно дифференцировано по полу, возрасту, мировоззрению, системе ценностей, культурным и профессиональным чертам. И наблюдать это в школе ребенку не представляется возможным. Все люди в школе подчинены единому распорядку и организации работы. Даже свободная и творческая деятельность регламентирована, подконтрольна и должна быть уместной. Все это не столько социализирует ребенка, сколько вынуждает его приспосабливаться к определенным искусственным условиям.
О плюсах и минусах школьного мира можно спорить бесконечно. Задача же родителей-семейников, видимо, озаботиться вопросом социализации, найти кружки и секции, где ребенок сможет общаться с детьми, которые ему интересны, близки, рядом с которыми он чувствует радость общения, и не дать ребенку «законсервироваться».
– Это может быть воскресная школа, друзья, секция, бывшие одноклассники. Мы стараемся сохранять школьные контакты, приглашаем в гости подруг, – рассказывает один из родителей, Денис Собур. – Итогом социализации должно быть осознание ребенком своей личности, самоопределение и способность выстраивать прочные связи с людьми.
Дистанционные технологии прочно входят в нашу жизнь, число «виртуальных» школ будет расти, как и число их учеников. Но для успеха одного технического прогресса недостаточно. В нашей стране не все знают, что семейное обучение разрешено федеральным законом об образовании еще с 1992 года. Такая альтернативная форма обучения, имея ряд недостатков, дает и множество преимуществ. К примеру, за рубежом такие вузы, как Гарвард и Йель, с недавнего времени стали принимать прошедших через него детей без экзаменов, оценивая их знания как качественные.