Назад
views 6 896
calendar 17 августа 2017

Розги или удовольствие? Чему и как учить детей в XXI веке

Розги или удовольствие? Чему и как учить детей в XXI веке
Создатель образовательного проекта «ИнтернетУрок» М.И. Лазарев – о семейном обучении, социализации, свободном времени и школе будущего (статья в интернет-издании 7ya.ru)

Накануне 1 сентября чиновники рапортуют о том, как школы готовы к новому учебному году, а продвинутые учителя рассуждают о том, чего не хватает школе не в материальном, а в содержательном смысле. Как и чему нужно учить детей? Что в школьной программе действительно важно, а что практически бесполезно? Какой станет школа будущего? Рассказывает создатель проекта «ИнтернетУрок», кандидат физико-математических наук, предприниматель и изобретатель Михаил Лазарев.

— Михаил Иванович, для какого будущего вы делаете свой «ИнтернетУрок»?

— Коротко — для быстроменяющегося. Говоря о школьном образовании, мы должны иметь в виду мир через 15-20 лет — тогда будет проходить взрослая жизнь сегодняшних школьников. Как показали последние двадцать лет, будущее становится трудно прогнозируемым. Для тех, кому сейчас 20-25 лет, интернет «был всегда», а их родители часто с трудом понимали, как отправить смс. Как нам быть? К чему готовить детей? Трудно понять. Но сама гарантированная непредсказуемость — уже информация, уже предсказание. Как предупреждающий знак на дороге. На мой взгляд, первое, что нужно усвоить: из трёх задач школы (знать, уметь, понимать) главной становится третья.

— Почему именно третья?

— Понимание в любом случае останется за человеком. Понимание ситуации, выделение её из окружающего мира позволяет поставить задачу машине. Знание можно брать в интернете. Исполнение действий по известному алгоритму переходит к компьютеру. Количество необходимых для жизни умений стремительно уменьшается. Разведение огня в печи, стирка, готовка и т.д. — это всё вчерашние навыки.

— Автоматы, компьютеры увеличивают количество свободного времени и свободных людей.

— Праздность, когда-то привилегия аристократии, становится общедоступной. Распоряжение своим временем — не это ли главный атрибут свободы, то, к чему каждый из нас и все мы вместе стремимся? Но нужно учить детей благородному использованию свободного времени. Учить возвышенным удовольствиям — творческому досугу. Это живопись, архитектура, музыка, кино, театр... Только они должны изучаться не как предметы, где нужно запомнить, когда жил Микеланджело или Прокофьев. Речь должна идти о том, как получать удовольствие от их произведений. Из всех видов искусства литература одна утвердилась в школьной программе, потому что в XIX веке только книги и можно было доставить в школы. А сейчас у каждого в любое время суток через телефон доступ во все картинные галереи мира и ко всем концертам и записям.

— А поместится всё это в школьную программу?

— Спросите об этом школьных учителей, которые подрабатывают репетиторами, и они вам скажут, насколько можно сократить количество времени, оставив объем познаваемого материала, — в разы. Нужно только признать, что учеба — труд, и как у всякого труда его производительность требует современных инструментов. Они сейчас есть и их нужно продолжать создавать. Чем наша компания и занимается с 2008 года.

Дистанционное образование известно в мире уже более двух столетий. В конце XVIII века в Европе появилось так называемое «корреспондентское обучение»: педагоги присылали задания по почте, ученики так же, в письмах, присылали готовые работы. С распространением радио и телевидения «удалённое» образование совершило первый прорыв, и в 1969 году в Великобритании открылся первый в мире университет дистанционного обучения. Следующий гигантский скачок стал возможен с появлением интернета. В 1997 году Минобразования решилось на эксперимент, издав знаменитый приказ № 1050 о развитии этой образовательной сферы. С тех пор появилось множество компаний, предлагающих услуги дистанционного образования. В 2009 году стартовал первый общероссийский интернет-проект, в рамках которого любому желающему стали доступны видеоуроки по всем основным школьным дисциплинам, с 1 по 11 классы. Уникальность проекта «ИнтернетУрок» в том, что он ориентирован не на то, чтобы просто дать учащемуся определенный багаж знаний. Задача ставится более масштабная: повысить само качество образования, подготовить ребенка к будущей жизни.

И важно помнить: хорошо образованный человек — не значит эрудированный. Образованный — это умеющий думать. То есть человек, имеющий вкус к пониманию и умеющий задавать вопросы. Интеллектуально сложный человек. Демократия и достаток ставят новые задачи в образовании. Надо учить принимать рациональные решения: от политических, на выборах, и до решений о страховании машины.

— Что ещё меняется?

— Возрастает ответственность за поступки. Наши дети будут жить в обществе полной прозрачности. Уже сейчас информацию со страничек в соцсетях учитывают работодатели при приёме на работу. Соцсети накопят данные о человеке с детства. Соцсеть, как когда-то деревня, ничего не простит, каждый поступок будет тянуться за человеком всю жизнь. Не скроешься, не сменишь имя. Человек без прошлого в Сети будет крайне подозрителен. Это раз. Во-вторых, обеспеченная жизнь без работы приведёт к дефициту удовольствия полезности.

— Что это такое?

— Человек всё время стремится к получению удовольствия — от простых наслаждений до удовольствия выполненного долга. Среди них есть немаловажное чувство нужности, полезности кому-то. Люди неприменённые страдают от его дефицита и... пожилые лезут в жизнь детей, а молодые примыкают к радикальным группировкам и сектам: не нужен в производстве, так, может, в разрушении пригожусь?

— Опять образование может помочь?

— Да. Талантливый человек, не получивший хорошего образования, опасен для общества. Научи человека вовремя на скрипке играть — вряд ли он лидером преступного сообщества станет. А таланты — они случайно возникают, совсем не только в больших городах, где хорошие учителя собираются в «хорошие» школы. Интернет поможет решить задачу демократизации качественного образования. Но только «поможет» — действовать мы сами должны. 

Надо принять, что учёба — это творческий труд. Труд, который невозможен в случайном коллективе и по принуждению. Предмет труда — сам ученик. Орудие труда — школа, учебники. Учитель — помощник.

— Как вы видите роль учителя?

— Она должна поменяться. Из источника знаний он должен превратиться в помощника, который учит искусству понимания, учит получать возвышенные удовольствия.

— С помощью каких педагогических методов?

— Идеально — обучать, используя удовольствия. Мы ведь все рады, поняв шутку. Эта радость — удовольствие понимания. Здесь главный ресурс обучения. 
Но из привычного понимание не вырастет. Из привычного ещё нужно сделать вопрос. Пониманию предшествует непонимание, удивление, интрига. После которой возможно: «А-а, я понял». А когда понял, то и запоминать не надо. 
Сейчас учителя конкурируют за краткосрочную память ребёнка. Без подлинного понимания используется только она. Но лучшая мнемоника — это понимание. А понимание — процесс индивидуальный, независимый. Такую индивидуализацию, учитывающую особенности данного человека, могут дать интернет и домашнее обучение.

— Домашнее обучение — один из знаков нового отношения к ребёнку.

— Да, отношение общества к ребёнку эволюционирует, проходит те же этапы, что и отношение к женщине, чей статус поменялся от собственности мужчины к самостоятельной личности. Исторически совсем недавно поголовно выдавали замуж по воле отца, не выпускали женщин из дома без сопровождения мужчины (в некоторых мусульманских странах такое происходит до сих пор). А детей убивали, оставляли без еды, били. И сейчас рудименты жесткого отношения есть. Ребенка запирают в школу, в незнакомый коллектив, во власть фактически случайных людей. Уверен, пройдёт полвека, и мы будем оглядываться назад, на современную школу, и удивляться так же, как сегодня удивляемся розгам школы XIX века. Порка вполне была оправданна в глазах взрослых того времени. Тоже форма социализации: надо было приучать к той жизни, в которую ребёнок вырастет.

— Считается, что социализация — одна из главных задач школы, и семейное обучение как раз критикуют за её отсутствие.

— Да, социализация — как получение набора умений вливаться в социум — происходит в детстве. Но нет социализации вообще. Учёный, прекрасно социализированный для работы в научном коллективе, беспомощен в тюрьме. Социализация в случайном коллективе, подобранном по соседскому принципу, имеет случайные последствия. Вообще, у социализации могут быть разные стороны. Можно научиться работать в коллективе единомышленников. А можно научиться любить власть, упиваться ею. В Германии телесные наказания в школе были отменены только в 1945 году. Многие психологи считают, что трагическое наваждение Германии тридцатых-сороковых — как раз результат использования физического наказания как официального педагогического приёма. Мы и сейчас своими действиями часто приучаем ребёнка любить ту власть, которая выпала на его долю. Когда кричим на него или жёстко наказываем, какую модель мира он может составить? Научиться терпеть более сильного — вещь полезная, но не для творчества. Так что впереди следующие шаги эмансипации: ребенок сам или с помощью наставника выбирает творческую активность — то есть школу с уклоном в музыку, рисование, математику, физику... А общеобразовательные предметы в стандартном объёме проходит на семейном обучении, дома. Эту задачу вполне может взять на себя интернет-программа с единым стандартом по всей стране. Дома наставником может быть кто-то из родственников: бабушки и дедушки живут дольше, у родителей больше свободного времени... Осталось только достичь того, чтобы уделение внимания ребенку вошло в мораль... Таким образом классы обычных школ разгрузятся, и глядишь — на оставшихся детей хватит умных и ласковых учителей.

— Не думаю, что сегодняшние родители готовы к этому.

— Да, нужно научить родителей проводить время с детьми. Для родителей необходимы специальные курсы в интернете, хотя бы два-три урока для каждого класса типа "Что следует знать родителю шестиклассника". Давайте попытаемся научить относится к детям — их увлечениям, времени — уважительно, внимательно. В конце концов, главный стратегический ресурс страны — детское время. Как научимся его использовать, такой страной и будем.

— То есть главное — содействовать увлечениям ребёнка?

— Да, ведь увлечение — занятие, которое доставляет удовольствие. Увлечение — это способность к длительной концентрации внимания на чём-то вне себя. До определённого возраста в ребёнке очень живо удовольствие от понимания, от созидания, от совместного действия. Дома человек радуется тому, как у него получился рисунок, радуется игре с мамой или братом. И вот школа. Один из недостатков современной школы — «убийство» талантов. Расписание удобно для учителей, а не способных к увлечению подростков. Поэтому потом, в жизни, троечники часто успешнее отличников. Первые позволяли себе увлекаться, их не отучили это делать. Посмотрите биографии большинства выдающихся людей, от Клаузевица до Королёва. К 12-13 годам они по-взрослому увлечённо занимались чем-то. Значит ли это, что двенадцать лет ­­— пора специализации? Вовсе нет. Это время серьёзной способности увлекаться и быть ответственным.

— Между тем многие говорят об инфантилизации новых поколений, о пролонгировании юности.

— Да, возникло такое явление, как тинэйджерство. Это нормально, ведь жизнь стала гораздо разнообразнее, чем сто, двести лет назад, и ребенок не успевает к 12-13 годам овладеть всеми (!) навыками взрослой жизни. Но в своём увлечении он вполне может специализироваться и «стать взрослым». Что часто и происходит в спорте, музыке... Отрочество, юность — время взрослеющего или часто уже взрослого ума. Ныне же часто это время безответственной траты сил. Повторюсь, главное качество для наступающей жизни — это умение сосредотачиваться, увлекаться. А потому: хотите вырастить талант — поддержите увлечение. Мы обязательно придём к тому, что на главном месте в образовании будет увлечение. Придем к педагогике, использующей удовольствия, идущей от них к увлечениям и успеху. Все новое вначале принимают решительные первопроходцы, за ними идут пять процентов последователей, и потом это становится модным и подключаются остальные. На домашнее образование уже давно решились продвинутые, теперь дело за пятью процентами, для которых мы и создаём такую возможность.

Статья подготовлена основателем "ИнтернетУрока":

Лазарев Михаил Иванович

ОСНОВАТЕЛЬ ИНТЕРНЕТУРОКА

Образование: Московский физико-технический институт, факультет аэрофизики и космических исследований, 1970 г. Кандидат физико-математических наук. Кандидат физико-математических наук. Имеет научные труды и запатентованные изобретения.

С 1989 года занимается предпринимательством в области высоких технологий.

В 2002 году основал фармацевтическую компанию «Аквион».

В 2009 году основал ИнтернетУрок и начал создание цифровой библиотеки видеоуроков для более эффективного обучения школьников.

В основу подхода школы к образованию была положена Концепция школы будущего М.И. Лазарева: для жизни в современном меняющемся мире важнее всего понимание явлений и процессов.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru