InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok Назад

Интерактивные формы и методы обучения в школе

Оглавление

Интерактивное обучение — это практический подход к образованию, основанный на вовлечении учащихся в учебный процесс через социальное взаимодействие.

Что такое интерактивное обучение

Одной из основных форм классического преподавания в обычной российской школе считается лекция, где учитель транслирует информацию, а ученик её получает. Независимые школьные учреждения и прогрессивные преподаватели задействуют интерактивные методы обучения, которые развивают у школьника критическое мышление.

Основа подхода — тщательно продуманная и структурированная деятельность в группах, в процессе которой создаётся увлекательная среда для учеников, где они разбирают новый материал и тренируют практические навыки. Типичные «домашние задания» — решение задач или упражнений — выполняются вместе в классе. Классические «аудиторные» занятия, например прослушивание объяснения новой темы, ведутся дома.

Школьники, предварительно ознакомившись с темами, приходят на занятия, заинтересованные предметом изучения. Затем они получают задание создать проект, смоделировать дискуссию в форме ролевой игры или другое активное упражнение, которое вовлекает в интерактивную учебную среду вместе с одноклассниками и преподавателем.

Интерактивное обучение — это целостная методология, включающая в себя как онлайн, так и офлайн-компоненты, которые вместе создают полноценный образовательный опыт.

Задачи интерактивного обучения

Интерактивное обучение увлекает учеников, выросших в гиперстимулированной среде. Оно развивает навыки критического мышления, которые являются основополагающими для развития аналитического мышления. Задачи интерактивной методики обучения — с младших классов научить ребёнка:

  • исследовать вопрос, используя воображение и логику;
  • принимать решения, основываясь на объективных данных, а не заучивать информацию, чтобы получить пятёрку.

Интерактивное обучение в увлекательной форме учит детей сотрудничать и успешно взаимодействовать в группах. Это незаменимый навык, поскольку, судя по тенденциям, которые прослеживаются в значимых компаниях, работать будущим выпускникам придётся в команде.

Главная задача интерактивного обучения — помочь учащимся понять и раскрыть свои способности, а также в определённой степени контролировать процесс получения знаний. Школьники могут сами решать, каким способом они хотят разрабатывать и представлять свои проекты. Это помогает развивать сильные исследовательские навыки.

Методы и приёмы интерактивного обучения

Интерактивное обучение помогает школьникам максимально вовлечься в работу по получению знаний. Ученик — это не только пассивный слушатель, но и активный участник процесса. 

Преподаватели, его практикующие, применяют разные методы вовлечения школьников в процесс обучения:

  • взаимодействие между преподавателем и учеником;
  • работа с аудио-, видеоматериалами;
  • взаимодействие между одноклассниками;
  • практические занятия, исследовательская и проектная работа.

Поначалу ученики могут сопротивляться интерактивным методам обучения. Классические общеобразовательные учреждения имеют мало опыта применения таких методик. Ученики привыкли к традиционным урокам, а с новыми формами взаимодействия им приходится прикладывать больше усилий, что может вызвать противоречия и нежелание участвовать в процессах. Ученику кажется, что преподаватель отказывается от роли учителя. Эти точки соприкосновения с новыми методиками обучения могут стать причиной сопротивления в классе. Поэтому педагогам лучше разъяснить, почему применяется тот или иной метод интерактивного образования и чем он будет полезен.

Цели интерактивных методов обучения:

  • эффективное усвоение учебных материалов;
  • формирование модели поведения;
  • обеспечение высокой мотивации, свободы самовыражения, тяги к знаниям и командного духа.

Интерактивные формы обучения

Вот несколько приёмов интерактивного обучения, которые широко используются в учебных аудиториях.

Мозговой штурм 

Интерактивный мозговой штурм обычно проводится на групповых занятиях. Он полезен тем, что участники обсуждают тему и генерируют творческие мысли и идеи. Этот метод обучения помогает учащимся научиться работать сообща. Функции мозгового штурма:

  • развитие образного мышления;
  • передача идей в группе.

Подходит для занятий онлайн в формате видеоконференции. На основе результатов, полученных после генерирования идей, можно создать карту — mind map, которая может стать основой для дальнейшей работы над темой.

Работа в паре

Учитель озвучивает проблему или задаёт вопрос аудитории, затем делит учащихся на пары. На размышление даётся достаточно времени, чтобы сформулировать ответ. Потом каждый участник во всеуслышание озвучивает решение или заключение, к которому он пришёл. Этот метод учит развивать дискуссии и конструктивно обсуждать заданную тему. Ученики сами не заметят, как запомнят больше материала, чем если бы просто прослушали лекцию.

Проект

Участники объединяются в группы, у каждой из которых — своя тема проекта, которую они должны раскрыть. Внутри групп-коллективов каждый ученик вносит идеи и делится мыслями. Так участники учатся этому на опыте друг друга, обмениваются информацией и выстраивают коммуникации.

Дебаты

Во время дебатов два ученика или группа высказывают свои мысли друг другу и критикуют идеи оппонента. Дебаты особенно продуктивны, когда преподаватель хочет, чтобы учащиеся поняли и оценили точки зрения одноклассников. Нужно учесть состязательную природу этого приёма и при назначении оппонентов регулировать их темперамент, эмоциональное состояние.

Инцидент

Этот метод обучения предполагает рассмотрение конкретной задачи или случая. Он готовит школьников к жизни за пределами учебного учреждения. Суть приёма: предоставить небольшим группам учеников детали реальных событий или задач, с которыми они столкнутся после школы, а затем попросить их разработать действенное решение. Ученики сами определяют, какие знания по теме у них есть и чего не хватает для решения задачи. Они обсуждают в группе способы получения недостающей информации, формулируют гипотезы, проводят эксперименты, в конце находят решение и сообщают о результате. Этот подход основан на теории о том, что открытое исследование повышает мотивацию учащихся.

Интерактивные методы обучения помогают достичь лучших результатов в усвоении новых тем и организовать учебный процесс так, чтобы все учащиеся в равной степени были вовлечены в изучение материала. Каждый вносит свой вклад в занятие, ученики обмениваются информацией и идеями. Таким образом, они не только приобретают новые знания, но и развивают коммуникативные навыки:

  • умение слушать других;
  • оценивать различные точки зрения;
  • участвовать в дискуссиях;
  • принимать совместные решения;
  • развивать толерантность и т. д.

Интерактивное обучение помогает учащемуся не только легко усваивать новый материал, но и запоминать его.

Интерактивное обучение в школе: современные технологии на уроках

Использование различных типов технологий в аудитории, включая виртуальный класс, повышает интерес учеников. Они активнее участвуют в ходе урока и лучше усваивают информацию. Применение современных технологий также влияет на то, как много школьник запомнит и сможет применить на практике.

Не во всех школах ученики могут работать на ноутбуках или планшетах в течение урока. Если эти устройства и есть, они в основном используются как электронные учебники или применяются для самостоятельных исследований. В зависимости от типа излагаемого материала компьютеры или ноутбуки служат для трансляции дополнительной информации, геймификации уроков или для интерактивной коммуникации с одноклассниками.

Но чаще в классах установлены проекторы и интерактивные доски. Обычно проектор выполняет функцию дисплея. Они широко распространены в школах благодаря своей относительной простоте и способности проецировать изображение на большую площадь. 

Сейчас в классах чаще встречаются белые доски, по поверхности которых пишут маркером, а не мелом. Но и интерактивные варианты не менее распространены. Такое устройство сочетает мультимедийные и сенсорные технологии с привычными функциями обычной доски. Учитель может показать видео или найти информацию в интернете в режиме реального времени, продемонстрировать контент, а затем даже поделиться им с учениками через их устройства.

Как сохранить зрение
Полезные советы по работе с компьютером и гаджетами
title

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ интерактивных форм обучения можно выделить следующие:

  • Формирование умения понимать сущность изучаемого предмета, законы его основных понятий, причинно-следственные связи.
  • Формирование оценочной деятельности: самооценка своих действий, обсуждение предложений других учащихся.
  • Развитие познавательных способностей, всех элементов обучающей деятельности учащихся: мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения.

Но у интерактивного обучения есть и свои недостатки.

Проблемы адаптации личности

Метод интерактивного обучения не всегда позволяет адаптировать его к особенностям той или иной личности. Например, если ребёнок не очень хочет участвовать в образовательном процессе. Или ученик, лидирующий в группе, может не давать другим участникам высказаться, хотя их мнение может оказаться правильным или более подходящим.

Квалификация преподавателя

Преподаватель, который использует интерактивные методы обучения, должен обладать нужной квалификацией и навыками, то есть обучать тому, чем сам владеет. Опыт интерактивного обучения необходим для поддержания надлежащего контроля за дисциплиной в классе.

Психологический дискомфорт

Методы интерактивного обучения могут вызвать у школьников чувство дискомфорта и тревоги. Со временем этот эффект, скорее всего, пройдёт. Необходимо внимательно и осторожно подходить к внедрению новых практик, чтобы правильно вовлечь всех учащихся в процесс.

Интерактивное обучение — ключ к эффективному и результативному процессу преподавания, получению применимых на практике знаний и навыков.

uchebnye_voprosy

InternetUrok
31 марта 2022
InternetUrok 5 459
Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru

Понравилась статья?

Также по теме:

все статьи
InternetUrok
Обратный звонок
Оставьте номер телефона и мы перезвоним вам в течение 15 минут (по будням c 10.00 до 19.00)
Услуга бесплатная
Личный кабинет ученика
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Войти
Рады видеть вас снова!
InternetUrok
InternetUrok
восстановить пароль
Впервые на сайте?
Начните заниматься уже сегодня
зарегистрироваться
Первая неделя бесплатно!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Спасибо!
Инструкции по восстановлению пароля отправлены на ваш email
Подтверждение
номера телефона
На ваш мобильный телефон отправлен код подтверждения, введите его ниже, чтобы закончить регистрацию
Отправить код ещё раз
Не приходит смс?
Если СМС не приходит в течение 5 минут, проверьте, что вы правильно указали свой номер телефона. Если данные верны, то, возможно, у оператора возникли технические проблемы. Попробуйте получить код ещё раз.
Отправить код повторно можно будет через :
Скоро экзамены,а я ничего не знаю
  • Учитель объясняет так, что мне ничего непонятно.
  • Темы проходим бегло, а сдавать надо супер-подробно.
  • Некоторые темы нам вообще не объясняли!
Перейти на семейное обучение
в школе по месту жительства
Вы можете официально перейти на семейное обучение и учиться в Домашней школе InternetUrok с учителем.
Как перевести ребенка на семейное обучение?
  • Проинформировать о своём решении органы местного самоуправления (департамент/управление образования).
  • Изображение должно быть цветным.
  • Все подписи, штампы и прочие элементы должны быть чётко видны.
Особенности:
  • зачисление и аттестация проходят очно, бесплатно;
  • оценки, полученные в Домашней школе InternetUrok, при аттестации местной школой не учитываются. Но вы можете предложить вашей школе начать сотрудничество с Домашней школой InternetUrok, передав предложение о партнерстве.
Официальное зачисление
в режиме одного окна
Домашняя школа InternetUrok.ru совместно с рядом школ-партнёров осуществляет официальное зачисление дистанционно.
Наши школы-партнёры — это общеобразовательные школы, с которыми у нас заключено соглашение о сотрудничестве. Это значит, что школы нас знают и будут работать с вами в специальном порядке. Школы расположены в разных городах России
Зачисленные ученики могут проходить государственную итоговую аттестацию (ОГЭ и ЕГЭ) на общих (для всех школ) условиях. Успешно прошедшим аттестацию выдается документ государственного образца: аттестат об основном общем образовании (9 класс), аттестат о среднем (полном) общем образовании (11 класс).
Зачислиться можно в любой момент (любой месяц любой четверти)
Зачисление в 9 и 11 класс возможно только до октября после успешной сдачи диагностических тестов.
Подробнее о процедуре зачисления в режиме «одного окна» – см. здесь.
Добро пожаловать
в приемную директора!
Эта форма предназначена для отправки обращений напрямую руководству школы. Вы можете воспользоваться формой, в случае если вы ранее обращались со своим вопросом или предложением в наш контакт-центр и вы по каким-либо причинам посчитали ответ неудовлетворительным или принятые меры — недостаточными.

Чтобы мы могли ознакомиться с историей вашего обращения, пожалуйста, прикрепите к форме скриншот переписки с нашим контакт-центром.
Суть вашего обращения
Срок рассмотрения обращения - 3-5 раб.дней
Спасибо!
Мы рассмотрим ваше обращение в течение 3х рабочих дней и свяжемся с вами.