InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok Назад

ОГЭ по английскому языку: к чему и как готовиться

Оглавление

ОГЭ — итоговые экзамены для девятиклассников по четырём предметам: русскому языку, математике и двум дисциплинам по выбору. По их итогам школьнику выдаётся аттестат об основном общем образовании. Средний балл аттестата важен для выпускников, желающих поступить в колледж или техникум.

ОГЭ по английскому языку структурно идентичен другим экзаменам по иностранным языкам (немецкому, французскому, испанскому) и проверяет те же языковые навыки и знания. Это не самый популярный предмет по выбору, хотя который год идут обсуждения о его внесении в число обязательных.

Одна из отличительных черт экзаменов по английскому и другим иностранным языкам — их временная структура: блоки письменных и устных заданий распределены на два дня. Порядок их выполнения не важен, поэтому одна часть школьников начинает с проверки речевых навыков, а другая — письменных.

Структура экзамена и особенности заданий

  • Письменная часть
    • Аудирование
    • Чтение
    • Грамматика
    • Письмо
  • Устная часть
    • Говорение

ОГЭ по английскому языку в 9 классе длится в общей сложности 2 часа 15 минут. Время учитывает письменную и устную части экзамена, которые проводятся в разные дни. Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы — 68. Из них 53 балла за письменную часть и 15 баллов за устную. 

Аудирование

Этот раздел включен в состав письменной части экзамена для проверки восприятия учеником английской речи на слух. Необходимо понимать смысл прослушанного текста, устанавливать соответствие целостного содержания материала краткой формулировке темы и отделять главную информацию от второстепенной. В этом поможет не только выделение ключевых понятий, но и осмысленное игнорирование незнакомых слов, которые не влияют на общий смысл.

Аудирование состоит из восьми заданий, за которые в общей сложности можно получить до 15 баллов. К выполнению ученик приступает после прослушивания текстов. Аудиозапись звучит дважды, без остановок и повторений. 

Чтение 

В этом блоке ОГЭ экзаменуемому предстоит работа с печатным текстом. Восемь заданий могут принести до 13 баллов. Чтобы справиться с ними, нужно уметь извлекать главную информацию, определять соответствие приведённых утверждений содержанию текста, а также полагаться на языковое чутьё, в методических материалах ФИПИ называемое «языковой догадкой». После аудирования очень ценной покажется возможность перечитать текст необходимое количество раз и подумать над его смыслом без риска что-то упустить из-за спешки.

Грамматика и лексика

Задания на лексику и грамматику проверяют лексикон ученика и его познания в английском словообразовании. Будут встречаться морфологические формы всех изученных частей речи, поэтому пригодится понимание системы времён глаголов, принципов построения косвенной речи, степеней сравнения прилагательных и наречий и тому подобное. За 15 заданий этого блока можно получить всего 15 баллов в общий результат. 

Письменная речь

В финальном разделе письменной части ученикам необходимо написать ответ объёмом в 100–120 слов на личное электронное письмо-стимул воображаемого друга по переписке. Нужно ответить на вопросы от несуществующего оппонента, проявить интерес к его делам и жизни, выразить вежливую благодарность и надежду на продолжение общения. Это покажет, что экзаменуемый владеет правилами речевого этикета, знаком со стилевым и структурным оформлением письма в неофициальном стиле. Без орфографии и пунктуации тоже никуда. Письмо приносит до 10 баллов.

Устная часть

Выполнение устной части ограничено по времени. Для оценки умения говорить даётся всего 15 минут на подготовку и выполнение трёх заданий. Важны фонетическая сторона речи, чистота техники чтения, словарный запас, логика повествования и соблюдение норм этикета. Всё это может принести до 20 баллов.

Подготовка к ОГЭ по английскому: с чего начать

Чтобы успешно подготовиться к экзамену, важно понимать, в какой точке вы находитесь сейчас. Для этого полезно провести самодиагностику:

  1. Ознакомиться с объёмом материала, который должен быть усвоен для успешной сдачи экзамена (план подготовки с подробным списком тем приведён ниже). 
  2. Ознакомиться с форматом экзамена. Понимать структуру экзамена и порядок заданий в нём. Учитывать, сколько времени рекомендуется затрачивать для выполнения каждого раздела, знать требования к заполнению бланков ответов и правила оформления письменной работы.
  3. Выработать стратегии решения заданий. Успешная сдача экзамена основана не только на достаточном уровне владения языком, но и на знании особенностей выполнения разных типов заданий и алгоритмов работы с ними.
  4. Ознакомиться с порядком проведения экзамена и организационных процедур. 
  5. Составить план действий и придерживаться его. Мы приводим пример поэтапного плана подготовки в течение учебного года, который вы можете взять за основу и адаптировать под свои нужды и количество времени.

Первый этап: сентябрь–ноябрь

  • Формирование и отработка навыков (как учебных, так и надпредметных);
  • Разбор типичных ошибок;
  • Формирование собственных шаблонов для письменных и устных высказываний и понимание их структуры;

Работа над теми лексическими темами, которые наиболее вероятно встретятся в разделах письма и говорения — activities, hobbies, pastimes, school life, shopping, friends, my country.

Второй этап: декабрь–февраль

  • Переходить к заданиям в формате экзамена;
  • Ознакомиться с критериями оценивания, особенностями; 
  • Отработка стратегий и алгоритмов выполнения заданий;

На этом этапе хорошо выполнить три пробных варианта: в начале декабря, после зимних каникул и в начале февраля.

Третий этап: март–май

  • Повторение материала с акцентом на письменную и устную части;
  • Грамматику разбирать точечно при возникновении ошибок;
  • Оценивать себя по критериям самостоятельно;

Количество пробных вариантов увеличивается: один в начале марта, а апреле —  раз в две недели, в мае — каждую неделю.

План подготовки к экзамену 

Грамматика:

Means of transport. Modal verb «can»,

Модальные глаголы. Особенности употребления глагола should

Лексика:

  • Синонимы/антонимы
  • Реплики-клише речевого этикета
  • Наиболее распространенные устойчивые словосочетания
  • Аффиксы глаголов: re-, dis-, mis-; -ize/ise. 
  • Аффиксы существительных: -er/-or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity/-ty. 
  • Аффиксы прилагательных: -y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ent, -ing, -ous, -ible/able, -less, -ive, inter-, un-, in-/im-.
  • Суффикс наречий -ly. 
  • Суффиксы числительных: -teen, -ty, -th
  • Отрицательные префиксы имён существительных, имён прилагательных, наречий: un-, im-/in-

Темы:

  • Моя семья (Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения)
  • Мои друзья. (Лучший друг / лучшая подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе)
  • Свободное время. Хобби. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода
  • Школа. (Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками)
  • Выбор профессии. (Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее)
  • Страны изучаемого языка и родная страна. (Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности)
  • Культурные особенности (национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру)
  • Путешествия. (Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт)
  • Средства массовой информации. (Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, интернет)
  • Окружающий мир. (Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе / сельской местности.)
  • Здоровый образ жизни. (Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек)

Полезные советы по самостоятельной подготовке с нуля 

Следующие рекомендации не связаны с экзаменационным форматом и могут использоваться как при подготовке к ОГЭ по английскому в 9 классе, так и для повышения качества обучения в школе.

Ведите словарь

Систематическая работа с лексикой — важный этап для успешного изучения языка. Чтобы работа со словарем принесла наибольшую пользу, попробуйте организовать его следующим образом:

  • 1 часть — Заметки. Здесь вы выписываете себе слова и фразы по мере того, как они вам встречаются в различных материалах (как учебных, так и в тех, которые вы осваиваете самостоятельно). Важный момент — не оформлять этот раздел в стиле «слово — перевод». Более эффективным будет вариант «слово (фраза) — синонимы (в том числе в виде фраз) — контекст (предложение со словом/фразой).
  • 2 часть — интеллект-карты (mind maps). Это диаграмма связей между словами и выражениями, относящимися к определённой теме. Например, структура интеллект-карты по теме «Каникулы» может выглядеть так: места, виды активности, эмоции/впечатления, трудности и так далее. В каждой подтеме постепенно добавляются новые лексические единицы. Эти карты удобно использовать при работе с разделами письма и говорения, а также при повторении материала непосредственно перед экзаменом.
  • 3 часть — Шаблоны. Здесь будут находиться фразы-клише для письменной и устной части. 

Вы можете добавлять свои разделы, например, те грамматические правила, которые вызывают трудности.

Такая структура поможет эффективно организовать процесс подготовки, систематизировать знания и упростить повторение материала, так как всё самое нужное будет у вас под рукой.

ОГЭ по литературе
ОГЭ – подведение итогов и завершающий этап обучения в средней школе. Рассказываем, что такое ОГЭ по литературе и как к нему подготовиться.
title

Развивайте навыки аудирования

Для улучшения восприятия иностранной речи на слух важна постоянная практика. В этом вам могут помочь подкасты. Регулярное прослушивание аутентичных материалов на английском языке способствует формированию правильной мелодики речи и интонирования (что важно для выполнения устных заданий), увеличению словарного запаса и скорости восприятия речи на слух (актуально для всех разделов работы), пониманию подтекста и контекста высказывания (что также поможет при выполнении заданий на аудирование и чтение). Ссылки и рекомендуемые подкасты собраны далее в полезных ресурсах.

Развивайте надпредметные навыки

Мы не часто задумываемся о том, что помимо работы над улучшением уровня языка нам могут в подготовке к экзаменам и более широкие навыки. 

Вот несколько простых рабочих упражнений:

  1. Для увеличения объёма визуального внимания:
    1. Возьмите лист А4 с текстом на английском языке. Посмотрите на его первый абзац в течение 30 секунд. Затем уберите текст и выпишите те ключевые слова или фразы, которые вы запомнили. На начальном этапе это обычно 5–7 слов/фраз. Когда это количество достигнет 10–12 фраз для одного абзаца, усложните упражнение: переходите к концентрации уже на двух абзацах и также выписывайте ключевые слова из них. Хороший объём, которого можно достигнуть в течение 1–2 месяцев: полстраницы А4 (3–4 абзаца) за раз.
    2. Осмотрите место, в котором вы находитесь (класс, комната или другое статичное пространство), в течение 30 секунд. Затем отвернитесь или закройте глаза и перечислите вслух, какие предметы вы запомнили. В начале это может быть около 5–7 предметов, отличным результатом будет довести это количество до 15–20. Затем, помимо самих предметов, можно запоминать и называть и их признаки (цвет, фактура, размер, форма). Далее можно перейти на запоминание в изменяющихся пространствах (например, наблюдать 30 секунд людей на улице, а затем перечислить всё, что запомнили — предметы, их признаки, людей и их эмоции, действия). Это упражнение поможет увеличить концентрацию и способность к переключаемости внимания, что снижает уровень напряжения.
  2. Для увеличения скорости чтения:
    1. Выбранный текст мысленно разделите на три равные колонки по вертикали. При прочтении текста читайте только слова из первой и последней колонки в каждой строке (первое время лучше делать это с карандашом в руке, чтобы не перескакивать и не пропускать строки).
    2. Выбранный текст мысленно разделите на три равные колонки по вертикали. При прочтении текста читайте только слова из второй (средней) колонки в каждой строке (первое время также с карандашом).

Уже через 1–2 недели ежедневной практики вы увидите хорошие результаты.

Список ресурсов для подготовки 

  1. Официальные документы:

Кодификатор, спецификация, демонстрационные варианты и типовые тестовые задания с сайта ФИПИ.

  1. Учебные пособия:

Reading Explorer 3 (Douglas Nancy, Bohlke David // National Geographic Learning);

Macmillan English Grammar in Context Essential (Simon Clarke // Macmillan);

Grammar in Context 2A (Sandra N. Elbaum // Heinle Cengage Learning; 5th edition);

Key Words For Fluency Pre-Intermediate (George Woolard // National Geographic Learning);

Build Your Vocabulary Lower Intermediate (John Flower, Michael Berman // Heinle ELT)

  1. Подкасты:

https://player.fm/podcasts/Intermediate-English — сайт, на котором собрано множество подкастов на английском языке на разные темы для всех уровней. Рекомендуемые: Easy Stories in English, The RealLife English Podcast, All Ears English Podcast, Thinking in English, Just Connect English.

https://www.wnycstudios.org/podcasts/pickle — подкаст, в котором взрослые отвечают на детские вопросы. Можно подумать, кому бы вы задали этот вопрос и что бы ответили сами.

http://www.whatifworldpodcast.com/ — истории на тему «А что, если бы…»

Демонстрационные материалы ФИПИ

Согласно официальной спецификации, к началу 2021/2022 учебного года изменения в структуру и содержание КИМ не внесли, поэтому можно ожидать уже знакомых по 2021 году вариантов.

Рекомендуемое время выполнения заданий каждого раздела письменной части — 30 минут. Устной части — 15 минут. Важно не только располагать необходимым объёмом знаний и навыков, но и грамотно распределять отведённое на подготовку ответов время, не позволяя стрессовой ситуации, которую предполагает экзамен, негативно влиять на результат.

  • Аудирование

11 заданий

15 баллов

  • Чтение 

8 заданий

15 баллов

  • Грамматика и лексика

15 заданий

15 баллов

  • Письмо

15 заданий

10 баллов

  • Говорение 

3 задания

15 баллов

Порядок

Раздел

Количество заданий

Баллов за раздел

1

Аудирование

11

15

2

Чтение

8

13

3

Грамматика и лексика

15

15

4

Письмо

1

10

5

Говорение

3

15

Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик — 68. Минимум, с которого начинается удовлетворительная оценка — 29 баллов. Диапазон 29–45 приравнивается к «тройке», 46–57 к «четвёрке», «пятёрку» же ставят за 58–68 набранных баллов.

Официальные демонстрационные варианты ОГЭ для подготовки школьников и знакомства с форматом аттестации публикует Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Ссылка на официальный архив таких демоверсий.

Заключение

Подготовка к ОГЭ по английскому языку в 9 классе не должна ограничиваться чтением учебников. Большую роль в аттестации играют умения слушать и говорить. Развитию этих навыков и выработке языковой интуиции способствует формат видеоуроков. Он позволяет в любое удобное время повторить важный раздел и погрузиться в английскую речевую среду. 

В Библиотеке ИнтернетУрока вы найдёте материалы по темам, обязательным для изучения в школе, в изложении талантливых и опытных учителей. Программа занятий соответствует федеральным стандартам, а сотни успешно окончивших нашу школу девятиклассников — лучшее подтверждение эффективности таких методик.

Статья подготовлена ведущим консультантом по английскому языку Домашней школы «ИнтернетУрок»:

Елена Гончарова

Ведущий консультант по английскому языку

uchebnye_voprosy

InternetUrok
26 октября 2021
InternetUrok 12 759
Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru

Понравилась статья?

Также по теме:

все статьи
InternetUrok
Обратный звонок
Оставьте номер телефона и мы перезвоним вам в течение 15 минут (по будням c 10.00 до 19.00)
Услуга бесплатная
Личный кабинет ученика
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Войти
Рады видеть вас снова!
InternetUrok
Впервые на сайте?
Начните заниматься уже сегодня
зарегистрироваться
Первая неделя бесплатно!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Спасибо!
Инструкции по восстановлению пароля отправлены на ваш email
Подтверждение
номера телефона
На ваш мобильный телефон отправлен код подтверждения, введите его ниже, чтобы закончить регистрацию
Отправить код ещё раз
Не приходит смс?
Если СМС не приходит в течение 5 минут, проверьте, что вы правильно указали свой номер телефона. Если данные верны, то, возможно, у оператора возникли технические проблемы. Попробуйте получить код ещё раз.
Отправить код повторно можно будет через :
Скоро экзамены,а я ничего не знаю
  • Учитель объясняет так, что мне ничего непонятно.
  • Темы проходим бегло, а сдавать надо супер-подробно.
  • Некоторые темы нам вообще не объясняли!
Добро пожаловать
в приемную директора!
Эта форма предназначена для отправки обращений напрямую руководству школы. Вы можете воспользоваться формой, в случае если вы ранее обращались со своим вопросом или предложением в наш контакт-центр и вы по каким-либо причинам посчитали ответ неудовлетворительным или принятые меры — недостаточными.

Чтобы мы могли ознакомиться с историей вашего обращения, пожалуйста, прикрепите к форме скриншот переписки с нашим контакт-центром.
Суть вашего обращения
Срок рассмотрения обращения - 3-5 раб.дней
Спасибо!
Мы рассмотрим ваше обращение в течение 3х рабочих дней и свяжемся с вами.