Назад
views 5 424
calendar 19 октября 2020

Как вырастить успешного сына

Как вырастить успешного сына
Как своевременно раскрыть талант в своем ребенке? Как его развивать и совершенствовать? Рекомендации профессионального психолога

Консультации с профессиональным психологом по поводу воспитания детей давно перестали быть чем-то экстраординарным или исключительным. При этом известно, что и самим психологам часто требуется помощь.

Саратовский школьник Илья Крайнов, который неоднократно входил в число 100 лучших учеников России по версии Малой академии наук, побеждал во всероссийских олимпиадах и конкурсах для школьников, в некотором смысле является свидетельством профессионализма своей мамы – детского психолога Наталии Крайновой.

Корр.: Наталия, является ли знание психологии гарантией успешности в построении семьи и воспитании собственных детей?

Наталия: Возможно, большей гарантией является умение правильно расставить приоритеты. Что касается меня, то в первую очередь я, конечно, мама. Моему сыну 15 лет, и он учится в Домашней школе «ИнтернетУрок». Психология сначала была просто увлечением. Потом я получила удостоверение, свидетельствующее, что могу заниматься с детьми по методике Монтессори, которая помогает лучшему развитию малышей.

Методика Монтессори для раннего возраста помогает раскрыть способности ребенка и развивает самостоятельность. Подразумевается, что в детях изначально заложена тяга к познанию мира. Взрослый – не воспитатель, а помощник.

Наталия: Я занималась по ней со своим сыном и с детьми подруг. Потом мы стали ездить на детские конференции и олимпиады, где я видела одаренных ребят и их мам. Мы делились проблемами и вместе их решали. В итоге я пошла учиться на психолога и освоила профессию. Сейчас у меня четыре специальности по психологии: педагог-психолог, детский психолог, перинатальный психолог и психологическое сопровождение детей раннего возраста.

Корр.: Одаренность – врожденное качество или все же в большей степени элемент воспитания и обучения?

Наталия: Все дети рождаются талантливыми. Родители либо видят эти таланты, либо нет. Для того чтобы их своевременно увидеть, нужно много заниматься с ребенком. В любой талант вложена большая доля труда мам, и отрицать их вклад невозможно. Используются методики раннего развития, ведется постоянная работа, чтобы ребенок был спокоен, чтобы было меньше стресса.

Корр.: Есть ли особые методики обучения, которые можете порекомендовать всем?

Наталия: Обучение должно строиться на позитиве. Любое наказание отбивает желание учиться. Если что-то не пошло, то всегда можно найти нечто, что получается.

И не ругать за неудачу, а усиленно хвалить за то, что удалось. И ребенок подсознательно начнет понимать, что его успех – именно в учебе.

Будет к нему стремиться и постоянно пытаться достичь. Недаром многие замечают, что одаренные дети немного избалованы…

Корр.: Но избалованных много, а одаренных… значительно меньше…

Наталия: Согласна. Это не панацея. Но что касается учебы, то здесь однозначно больше работает поощрение, чем наказание. Баловство во всём и мы не приветствуем. На тех же олимпиадах видна дисциплина детей. Без нее учиться на таком уровне невозможно. Ведь здесь необходимо постоянно постигать новое.

Корр.: Как выбрать, где допустимы вольности, а где нужны ограничения?

Наталия: Когда мы говорим об учебе, мы работаем с пряником. Часто от представителей нашего поколения я слышу: «Пошла учиться, потому что мне сказали родители, что бухгалтерия – это престижно». Нашим детям это не нужно. Помогите им выбрать – найти себя. Для этого дайте им возможность больше всего попробовать. И где получается – не скупитесь на похвалу. Таким образом ребенок выбирает свою стезю. Но когда понимаешь, что он не хочет ничем заниматься, то тут конечно нужно надавить...

Корр.: Некоторые родители жалуются, что ребенок ничего не хочет. Только сидит за компьютером и в игрушки играет. Что делать?

Наталия: Когда у ребенка наблюдается зацикливание на компьютерных играх, значит, в другом месте чего-то не хватает. Самый начальный этап – это поиск. Что сейчас происходит в его жизни? Почему он застрял в игре? Можно ограничить, но нельзя отнимать компьютер – это только подогревает интерес. Нужно понять, что конкретно ему нравится в игре? Что он испытывает там, чего нет в обычной жизни? Возможно, есть ощущение успеха, которого не хватает, когда он делает уроки!

Ведь посмотрите, что происходит. Когда ребенок, который постоянно учится на «хорошо», вдруг получает тройку, то родители его ругают: «Как ты мог?! Это плохо!». Потом он получает пять, и ему говорят: «Ну вот нормально. Можешь же! Наконец-то…». То есть его так и не похвалили по-настоящему! Он не ощутил восторга от победы.

А когда садится играть, особенно если уровень за уровнем проходит, он чувствует: «Вот здесь-то я молодец!» И застревает в этом восторге. Особенно если игра онлайн и в команде.

Он участник коллектива, который ценит его достижения! Его засасывает социум, в котором он успешен и который понимает его успех.

Попробуйте заменить для него эту часть. Дайте испытать те же ощущения, но в реальности. Это работает сильнее. Интерес к игре пройдет естественным образом.

Корр.: Вы стали психологом в процессе воспитания сына. Все ли методики оправдывали себя? Есть ли примеры методик, которые оказались иллюзией?

Наталия: Простой пример. По первому образованию я переводчик. И конечно же, начиталась о том, что если сразу начинать разговаривать с ребенком на двух языках, то и он начнет на них говорить, как на родных. Когда Илюша родился, я разговаривала с ним на русском и на немецком языках одинаковое количество времени. В итоге действительно Илья заговорил на двух языках. В одно предложение он вставлял и немецкие и русские слова. Все думали, что это белиберда и ребенок так ужасно разговаривает. Мне пришлось совершенно убрать из речи немецкий, и постепенно моего ребенка стали понимать другие люди. Но на это переучивание ушло время.

Корр.: Но позже, наверное, немецкий давался легко?

Наталия (смеется): Как и английский, который он сейчас хорошо знает. Хотя этим языком мы в детстве не занимались.

Корр.: Мама – филолог, папа – биолог. А сын интересуется самолетами, поездами и прочим с технической стороны. Как быстро проявился его технический склад ума?

Наталия: Когда Илюше было года четыре, мы всей семьей поехали в Москву. Долго думали, куда сходить, чтобы у ребенка остались яркие воспоминания. Пошли в зоопарк. Мой муж – биолог – очень интересно рассказывал, какие там жирафы и тапиры. А сын все время смотрел в пол. Мы не могли понять, почему ему не интересно. И вот он ходил, ходил и наконец говорит: «Я понял! Здесь же система водоснабжения!» Там во всех вольерах были трубы. Открытые и закрытые. Мы на это не обращали внимание. Но поняли, что в семье растет технарь.

Корр.: Тот самый пример, когда нужно замечать и фиксировать каждую мелочь? Не увлекаться жирафами, а наблюдать за ребенком, чтобы понять его интересы…

Наталия: В этом и дело. Отталкиваться нужно от его желаний. Если рассматривать те же олимпиады – мы ведь предлагали ему участвовать в тех, что интересны ему. А не те, которые считали важными мы, исходя из текущего момента.

Корр.: Да, многие родители, видя нежелание ребенка слушать про животных, поругали бы его… Какие еще полезные находки вы порекомендовали бы родителям?

Наталия: Благодаря системе чтения Зайцева, Илья практически одновременно начал разговаривать и читать. Это такая интересная система, когда чтение происходит не по слогам, а по складам. Вся наша квартира была увешана плакатами, где они были написаны. Есть закрытые склады и открытые. И есть кубики, которые по-разному звучат. У нас ребенок пел в шесть месяцев, а мы давали ему эти кубики в соответствии со звуком, весом и размером. На них тоже написаны соответствующие склады. Потом идет раскладывание всего по таблицам и пение этих таблиц. В итоге, когда мы шли с колясочкой по улице, сын начинал разговаривать и читать названия магазинов. Это реально работающая методика, которая на Илюшке на нашем испытана.

Корр.: Обычно, если много плюсов, то есть и минусы. Чего следует остерегаться, используя эту методику?

Наталия: Минус выплывает в школе. Когда начинается разбор слова на слоги, то вместо слогов выделяются склады. Мы очень долго не могли понять, как делить слова на слоги.

Корр.: Ну это немного надуманные трудности? Ведь все эти разбиения нужны, чтобы научиться хорошо читать, а не наоборот…

Наталия: Это так, но письменные задания-то задаются, и их нужно выполнять! У нас несколько месяцев ушло на то, чтобы осознать, где слог, а где склад.

Корр.: Есть дети, которые, рано обучившись читать, писать, считать, позже теряют интерес к учебе. Почему так бывает и как этого избежать?

Наталия: Нужно смотреть за ребенком и понимать, что с ним происходит. Например, Илья практически не читает художественной литературы. И как бы я ни пыталась ему подсунуть что-то даже не по программе, а просто увлекательную книгу – ему не нравится. Дети, которые потеряли интерес к чтению, просто не смогли своевременно прочитать то, что им было нужно и интересно. Каждый такой случай нужно рассматривать индивидуально, беседовать с ребенком, но понятно, что приложенные им усилия не принесли ожидаемого результата.

Корр.: Как быстро Вы поняли, что интересно читать Вашему сыну?

Наталия: Очень быстро поняли, что ему не интересно. Агния Барто не воспринималась, даже когда он был совсем маленьким, как и другая литература этого жанра. Потом мы купили ему Гарри Поттера, но и это показалось ему ерундой. Но однажды мы проходили мимо книжного рынка, и там на развалах была разная техническая литература с огромным количеством планов, схем и прочих подобных иллюстраций. Мы купили пачку таких книг, потому что их выбрал Илья. Это не было каким-то специальным мероприятием. Но так получилось. К таким случайностям нужно быть готовым, чтобы они произошли.

Корр.: В экономике есть два подхода. Согласно первому, мы проводим анализ и направляем усилия в те сегменты, где есть отставание. Второй способ – отбросить то, что не получается, и заняться более перспективными направлениями. Какой принцип порекомендуете использовать в воспитании?

Наталия: Уделять много времени тому, что не получается, я бы не стала. Потому из-за этого ребенок постоянно получает стресс и негативные эмоции.

Корр.: Если у человека не получается держать равновесие на велосипеде, значит, есть проблемы с вестибулярным аппаратом. Разве не нужно его развивать?

Наталия: Согласна. Но это не должно становиться профессиональным занятием. Не нужно его отправлять в такую спортшколу. Так в школе мы учим предметы, которые во взрослом состоянии мы не будем использовать. Мы все знаем таблицу умножения, хотя есть калькуляторы. Есть азы, которые нужно знать.

Корр.: Чему еще посоветуете уделять внимание?

Наталия: Самое главное – давать возможность. Не нужно давить: раз ты пошел в музыкальную школу, то обязан ее закончить. Когда Илюша был маленький, мы отдавали его в музыкальную школу со специальной очень интересной методикой. Но мы прекратили ходить туда, когда пошли в первый класс. Его учительница сказала: «Илья, конечно, молодец. Он все играет. Но ему до такой степени это скучно!» Сейчас мне кажется, что Илья и не помнит, что когда-то занимался музыкой. Нужно просто давать ребенку заниматься разными делами и смотреть, что ему понравится.

Корр.: Сейчас Илье 15 лет. Переходный возраст – это время самоутверждения подростка. Зачастую случаются конфликты в семье и в школе…

Наталия: Вероятно, у нас нет конфликтов, потому что очень демократическая обстановка. Важно научиться доверять. Даже маленький ребенок должен чувствовать это. Знать, что ему верят. Если он что-то взялся делать, то мы просто наблюдаем со стороны, и пока он не сказал, что ему нужна помощь, мы не лезем с инициативами. Он должен понять, что ему нужна помощь, и ее попросить. Это тоже важно.

Корр.: А если он гордый и не хочет просить помощи?

Наталия: Пусть походит, подумает. Ему нужно это сделать: «Как так? У меня не получилось? Такого быть не может!» Рано или позже он задаст вопрос. А если вы начинаете вмешиваться и говорить: «Так, отойди у тебя все плохо получается. Я сейчас покажу, а ты посмотришь», – он сразу оказывается в позиции ниже вас. Чувствует, что над ним есть руководство. В дальнейшем это может негативно отразиться. Он станет избегать делать карьеру. Потому что: «Мне так проще. Я не стану делать карьеру или открывать собственное дело, потому что мне тут расскажут, как правильно, а то и сделают за меня». Важно, чтобы ребенок научился с самого начала совершать поступки самостоятельно. Если ему нужна помощь – он спрашивает. Если родитель не знает, то он может сказать: «Давай разберемся и узнаем». То есть родитель выстраивает позицию, которая позволяет остаться на равных с ребенком. Не подчиняет его и не отталкивает: «Я не знаю». Не отказывает в помощи. Мы не унижаем и не превышаем свои или его способности.

Корр.: Многие сталкиваются с тем, что такая демократичность перерастает в попустительство, о котором позже приходится жалеть. Если подросток хочет общаться с компанией, где пьют водку и ругаются матом, что делать?

Наталия: Нужно понять, что привлекает его в этой компании. В психологии всегда всё строится на том, что нужно выяснить «Почему?». Мы постоянно задаем один и тот же вопрос. Почему ты это делаешь? Что именно нравится в этой компании? Что там такого, что недоступно во вне ее? Например, они пьют водку и это признак того, что они взрослые. Значит не хватает ощущения взрослости и значимости. Тот самый случай, когда его принижают и не воспринимают всерьез в семье. Его мнение учитывается меньше, чем мнения других участников. Соответственно, нужно повышать его самооценку.

Или он считает, что ребята ругаются, и поэтому они крутые. Я тоже таким хочу быть. Значит, он не может себя найти в этом мире. Чем он хочет заниматься? Чаще всего такие компании объединяют детей, которые либо обделены вниманием, либо их дома все время маленькими считают. Это форма протеста.

Корр.: Возвращаясь к Вашей профессиональной деятельности: есть ли распространенные ошибки, которые делают мамы при воспитании детей?

Наталия: Есть мамы, которые стараются быть идеальными: «Мой ребенок должен быть самым чудесным и самым идеальным. Я самая чудесная и замечательная мама. Я буду заниматься с ним днями и ночами – рисовать для него, чтобы был самым умным и самым успешным». Но есть предел возможностей, и нужно выделять время для отдыха. Важно быть в хорошем настроении, чувствовать себя ресурсной, но понимать, что выдуманного идеала достичь невозможно. И не забывать, что ребенок должен быть еще и счастливым. А это возможно только тогда, когда мама спокойна. Если мама это поймет, то и ребенку станет комфортнее. С ним можно будет проще находить общий язык.

Корр.: То есть можно слабости показывать?

Наталия: Да, нужно находить время для себя и не скрывать эмоций. Потому что если ребенок чувствует, что что-то происходит, но не понимает, то у него стресс. Можно ведь объяснить: «У меня сегодня был тяжелый день, я устала. Давай я сейчас попью чаю, и мы поговорим через 15 минут». Он поймет, что нужно дать маме время на переключение.

Корр.: А если для отдыха 15-ти минут не хватит? Нужны сутки?

Наталия: В нашем случае суток для отдыха нет, а для каждой слабости есть стандартное время. Одна эмоция длится ВОСЕМЬ минут. Это очень простая методика. Если Вас переполняет гнев, нужно это помнить и уединиться на восемь минут. Потом мозг будет по-прежнему осознавать негативность ситуации, но вы сможете управлять эмоциями.

Ребенок должен понимать, что маме нужно немного свободного времени для отдыха. И что не всегда можно получить желаемое, и что если ему хочется смотреть телевизор, то и мама имеет на это право. То есть нужно много заниматься ребенком, но не пытаться делать это сверх меры.

Возможно умудренные опытом родители согласятся не со всеми тезисами, приведенными в интервью. Да и не существует, конечно же, идеального рецепта для воспитания сына или дочери. Каждый ребенок требует особого подхода. Однако безусловно эти рекомендации заслуживают вашего внимания. Чтобы с этим согласиться, достаточно прочитать интервью с сыном Наталии, Ильей Крайновым.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru