Нежелание детей учиться
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, что надо делать, если ребенок потерял интерес к учебе. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
В рамках этой статьи, мы проанализируем основные причины нежелания учиться в школе, возможные методы решения этой проблемы. Успешность в обучении детей большинство родителей воспринимают как оценку своей воспитательной работы. Тем обидней, когда ребенок просто игнорирует изучение школьных азов. Относиться к такому явлению можно по-разному, но разобраться в причинах подобного поведения, а также найти индивидуальный подход - крайне важно.
Тревожные «звоночки»
Оценивание школьных знаний — вопрос спорный, особенно при постоянно увеличивающейся нагрузке, меняющимся требованиям программы. Умение воспринимать, анализировать, запоминать полученную информацию — приобретенный навык. При этом скорость или возможный объем обрабатываемых данных во многом зависит от индивидуальных показателей ребенка, но важно выделить несколько основных тезисов.
Что нужно запомнить:
- Скорость усваивания информации разная на всех этапах жизни, зависит от приоритетов (интересно – неинтересно), концентрации внимания, личных взаимоотношений с учителем.
- Каждый обучается с разной скоростью и успешностью, а причины «лени» важно анализировать и устранять.
- Увеличенная нагрузка, отсутствие достаточного времени на отдых, негативно отражается на способностях.
Нежелание учиться в школе, можно воспринимать как личную прихоть, но при постоянном наличии или дополнительных «симптомах» это может указывать на серьезную проблему. Рассмотрев главные причины такого поведения, можно легко вычислить, становится ли обучение тяжкой ношей или это временный период в жизни, пусть с ухудшением обучаемости.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Трудности самоорганизации
Главные причины нежелания учиться у младших школьников — невозможность самостоятельного обучения, планирования времени, ответственности за выполнение домашних заданий. В младшей школе с подобным сталкиваются многие родители, но это скорее, особенность этого возраста, а не реальная проблема. Важно помочь ребенку планировать свое время и расставлять приоритеты. Также важно не зацикливаться на учебе, измеряя все его действия успехами в этом поприще.
Старший возраст и аналогичная проблема — повод пересмотреть мотивацию. Обычно к 5 – 6 классу дети уже достаточно привыкают к алгоритму процесса. Нежелание учиться в таких случаях связано с отсутствием мотивации, выбора между более важными и интересными делами. Особенно часто с подобным сталкиваются ученики на дистанционном обучении, но при современных возможностях и программах эта проблема не является столь серьезной.
Повышенная нагрузка
Обеспечить ребенку интересный досуг, новое хобби или времяпрепровождение — забота каждого современного родителя. Подсчитав количество кружков или секций, прибавив занятия с репетиторами, а также выполнение домашних заданий, получится, что ребенку совершенно не хватает энергии и времени на «обязательную программу». Разумеется, внешкольное развитие чрезвычайно важно, но здесь лучше ориентироваться на личные качества ребенка, а не на веяния моды или нереализованные взрослые мечты.
Смещение ориентиров
Характерно для подростков, которые начинают рассматривать школу больше как место для общения или самореализации, чем на «обитель знаний». Бороться с подобными проявлениями силовыми методами, ужесточать контроль, либо использовать другие виды принуждения совершенно бесполезно и может привести к ухудшению ситуации. Чтобы правильно пережить этот период, необходимо найти дополнительную мотивацию, заинтересовать подрастающую личность возможными перспективами и будущей выгодой от получения подобной базы знаний.
Комментарий психолога:
В школе, помимо непосредственно обучения, у ребёнка присутствуют и его друзья, и его интересы. Поэтому ходить туда он хочет. А вот учиться – не всегда. При этом отсутствие желания учиться далеко не всегда возникает из-за конфликтов. Например, часто бывает, что в классе есть негласные лидеры или мода на что-либо. Хорошо, если это учёба и хорошие отметки… Стоит обратить внимание, кто из класса стал лидером и образцом для подражания. Если нежелание учиться носит тотальный характер, значит, есть этому пример. Стоит попробовать заменить его другим или доверительно побеседовать с ребёнком о том, почему такой пример принят и к чему он приведёт.
Темперамент ребенка
Зачастую причину неспособности освоить школьную программу следует искать в личных качествах, особенностях нервной системы вашего ребенка. В таких случаях очень важно найти подход и двигаться с заданной скоростью, а не пытаться подвести к общей черте. Все мы обучаемся с разной скоростью, поэтому, когда малыш просто не успевает за одноклассниками, либо наоборот, намного опережает их, возникает проблема сопоставления. Лучшим выходом является индивидуальное обучение, программа которого будет подстраиваться под темперамент и особенности ребенка, а не наоборот.
Это же утверждение относится и к классификации интересов. Традиционную градацию «математик – гуманитарий» можно дополнить еще многими пунктами, но суть остается верной. Если склонности и умения продуцируются в определенное русло, бессмысленно терять время и силы на не перспективное направление, лучше сосредоточиться именно в этом. Индивидуальное обучение в этом плане намного выгодней, ведь можно уделить достаточно времени и сил именно нужному предмету.
Комментарий психолога:
Обратите внимание, пропало ли желание учиться по всем предметам или по части дисциплин оно остается на должном уровне? Возможно, какой-то предмет не дается и школьник принял внутреннее решение не тратить на него времени. Самое простое в этом случае – найти репетитора или возможность позаниматься дополнительно без давления и оглядки на других учеников – та же Домашняя школа «ИнтернетУрок» может хорошо в этом помочь.
Нежелание детей учиться может появиться и потому, что самому преподавателю не интересен предмет и он ведёт его вынужденно. Есть примеры, когда на уроках по разным дисциплинам к одному и тому же учителю фиксируется совершенно различное отношение учеников.
Страх неуспешности
Каждый родитель (и не только) знаком с таким чувством, ведь формирование самооценки происходит еще в детском возрасте. При чрезмерном внимании к этому аспекту жизни, у ребенка может появиться подсознательная боязнь не угодить авторитету – взрослому, быть недостойным неудачником. Избавить от подобной фобии достаточно трудно, важно действовать постепенно и без лишнего давления. Поддержка родителей, личный «защищенный тыл» должна быть беспрекословной, ведь только так можно вырастить целеустремленную, уверенную в своих силах личность.
Преимущества Домашней школы «ИнтернетУрок»
Обычно нежелание детей учится, списывается на обычную лень и безответственность, тем более, когда ребенок потерял интерес внезапно, без видимых на то оснований. Оправдываться занятостью, неумением определить приоритеты — далеко не выход, ведь важно понять основные причины, а также наладить комфортный процесс учебы в изучении нового материала. Дистанционное обучение подойдет далеко не каждому, но именно этот шаг во многих случаях становится выходом из тупика.
Индивидуальный подход, доступное изложение информации и возможность подтверждения знаний на государственном уровне — вот основные ориентиры нашей школы. Мы используем новейшие методики преподавания, в нашей школе учиться всегда интересно!
Вопрос-ответ
Семейное обучение только для детей с ограниченными возможностями?
Возможно ли пройти программу двух классов за один год?
Как проходит государственная итоговая аттестация на семейном обучении?
Понравилась статья?