InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok Назад

Об умении удивляться

Оглавление

Статья подготовлена основателем "ИнтернетУрока":

Лазарев Михаил Иванович

ОСНОВАТЕЛЬ ИНТЕРНЕТУРОКА

Образование: Московский физико-технический институт, факультет аэрофизики и космических исследований, 1970 г. Кандидат физико-математических наук. Кандидат физико-математических наук. Имеет научные труды и запатентованные изобретения.

С 1989 года занимается предпринимательством в области высоких технологий.

В 2002 году основал фармацевтическую компанию «Аквион».

В 2009 году основал ИнтернетУрок и начал создание цифровой библиотеки видеоуроков для более эффективного обучения школьников.

В основу подхода школы к образованию была положена Концепция школы будущего М.И. Лазарева: для жизни в современном меняющемся мире важнее всего понимание явлений и процессов.

Удивляться обыденному противоестественно. Неумение делать это заложено в человеке природой. Лишь самым талантливым из нас дана естественная способность замечать необычное в обычном.

Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран –

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман!

А. Блок. «Ты помнишь? В нашей бухте?»

Развитие

Ребёнок до трёх лет развивается очень быстро, но потом развитие заметно затормаживается. Он уже привыкает ко многому, и его мир перестаёт быть удивительным. Замедление становится ещё более заметным после пяти-шести лет, и есть некий рубеж после двенадцати, когда подросток говорит: «Да! Я умею жить в этом мире. Вы меня ничем не удивите».

Вероятно, даже проблема старческой деменции связана с тем, что мозг отказывается учиться и начинает засыпать. Зачем работать, когда есть понимание всего и умение всем управлять? Зачем быть острым, когда и так всё в порядке?

Для развития чрезвычайно важен тот момент, который называется эффектом «вау!». И чтобы мозг не впадал в спячку, нужно научиться удивляться привычному. Необходимо разрабатывать механизм удивления, потому что именно удивление – это первый шаг к пониманию и первая его фаза. То есть вначале должно возникнуть непонимание, потом поиск и глубокое понимание как результат. Очень важно помочь ребёнку развить такое умение.

Например, на каком-то ограниченном кусочке земли растёт дерево. Понимание, что должно быть какое-то сохранение массы материи, формируется у человека достаточно рано. Задайте вопрос: откуда это дерево? Откуда этот ствол и листья? Всё это из земли что ли? Да нет же! Оно бы выросло, если бы было так! На этом примере можно объяснить пяти-, шести-, семилетнему ребёнку механизм довольно сложного химического процесса. Возьмите два пазла, которые друг другу подходят, жёлтый и зелёный. И другие два – синий и красный. И вот мы говорим, что в воздухе есть одна конструкция. В воде – другая. Теперь так может случиться, что под действием солнца синий пазл соединится с жёлтым, а красный с зелёным. Что мы на самом деле мы этим объяснили? Что СО2и Н2О преобразуются, и в результате получается древесина и кислород. Конечно, тут никаких формул писать не нужно, но суть останется, и это можно развивать. Важно, чтобы он увидел, что есть нечто удивительное в том, к чему он давно привык.

Другой пример. Можно задать вопрос: «Откуда у нас молоко на столе?». Как откуда? Купили в магазине. Но в магазин-то его отдал кто-то, кто корову доил! А что мы дали ему взамен? Объяснения, что папа и мама ходят зарабатывать деньги, и поэтому мы купили продукты, здесь не подходит. Что мы ему дали взамен? Он дал нам молоко, а мы ему… вот тут уже интересное объяснение может быть. И даже хорошо, если в объяснении окажется что-то, что понятно не до конца. Останется чувство – что да, об этом можно рассуждать.

Третий пример – это цвет. Все окрашено в какие-то цвета. Это привычно. Но можно спросить: «А откуда берётся этот цвет? Ведь когда темно, эти предметы – тот же диван – не красный, а чёрный. И все чёрное. Но падает свет, и всё окрашивается в разные цвета. Хотя свет сам по себе кажется белым. Как это получается?».

Искусство очень помогает находить удивительное в самых обычных вещах

Взгляните на пейзаж художника. Мы вживую не обратили бы внимания на то, что там изображено. А он правильным образом всё показал, и вот ты уже думаешь о чём-то важном… Потом приходит понимание окружающего мира.

Задача – в привычном увидеть удивительное. И тогда можно развить удовольствие от понимания этого процесса. Удовольствие от наличия загадки. Потом – от её решения. И это удовольствие очень важно, потому что оно помогает человеку сформировать увлечение. Ну а раз есть увлечение – то будет и успех.

Удивление, удовольствие, увлечение вместе ведут к успеху. Такова формула успеха!

Вопросы психологии

InternetUrok
22 января 2019
InternetUrok 7 227
Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru

Понравилась статья?

Также по теме:

все статьи
InternetUrok
Обратный звонок
Оставьте номер телефона и мы перезвоним вам в течение 15 минут (по будням c 10.00 до 19.00)
Услуга бесплатная
Личный кабинет ученика
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Войти
Рады видеть вас снова!
InternetUrok
Впервые на сайте?
Начните заниматься уже сегодня
зарегистрироваться
Первая неделя бесплатно!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Спасибо!
Инструкции по восстановлению пароля отправлены на ваш email
Подтверждение
номера телефона
На ваш мобильный телефон отправлен код подтверждения, введите его ниже, чтобы закончить регистрацию
Отправить код ещё раз
Не приходит смс?
Если СМС не приходит в течение 5 минут, проверьте, что вы правильно указали свой номер телефона. Если данные верны, то, возможно, у оператора возникли технические проблемы. Попробуйте получить код ещё раз.
Отправить код повторно можно будет через :
Скоро экзамены,а я ничего не знаю
  • Учитель объясняет так, что мне ничего непонятно.
  • Темы проходим бегло, а сдавать надо супер-подробно.
  • Некоторые темы нам вообще не объясняли!
Перейти на семейное обучение
в школе по месту жительства
Вы можете официально перейти на семейное обучение и учиться в Домашней школе InternetUrok с учителем.
Как перевести ребенка на семейное обучение?
  • Проинформировать о своём решении органы местного самоуправления (департамент/управление образования).
  • Изображение должно быть цветным.
  • Все подписи, штампы и прочие элементы должны быть чётко видны.
Особенности:
  • зачисление и аттестация проходят очно, бесплатно;
  • оценки, полученные в Домашней школе InternetUrok, при аттестации местной школой не учитываются. Но вы можете предложить вашей школе начать сотрудничество с Домашней школой InternetUrok, передав предложение о партнерстве.
Официальное зачисление
в режиме одного окна
Домашняя школа InternetUrok.ru совместно с рядом школ-партнёров осуществляет официальное зачисление дистанционно.
Наши школы-партнёры — это общеобразовательные школы, с которыми у нас заключено соглашение о сотрудничестве. Это значит, что школы нас знают и будут работать с вами в специальном порядке. Школы расположены в разных городах России
Зачисленные ученики могут проходить государственную итоговую аттестацию (ОГЭ и ЕГЭ) на общих (для всех школ) условиях. Успешно прошедшим аттестацию выдается документ государственного образца: аттестат об основном общем образовании (9 класс), аттестат о среднем (полном) общем образовании (11 класс).
Зачислиться можно в любой момент (любой месяц любой четверти)
Зачисление в 9 и 11 класс возможно только до октября после успешной сдачи диагностических тестов.
Подробнее о процедуре зачисления в режиме «одного окна» – см. здесь.
Добро пожаловать
в приемную директора!
Эта форма предназначена для отправки обращений напрямую руководству школы. Вы можете воспользоваться формой, в случае если вы ранее обращались со своим вопросом или предложением в наш контакт-центр и вы по каким-либо причинам посчитали ответ неудовлетворительным или принятые меры — недостаточными.

Чтобы мы могли ознакомиться с историей вашего обращения, пожалуйста, прикрепите к форме скриншот переписки с нашим контакт-центром.
Суть вашего обращения
Срок рассмотрения обращения - 3-5 раб.дней
Спасибо!
Мы рассмотрим ваше обращение в течение 3х рабочих дней и свяжемся с вами.