InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok Назад

Почему важно читать вместе с ребёнком?

Оглавление

Статья подготовлена основателем "ИнтернетУрока":

Лазарев Михаил Иванович

ОСНОВАТЕЛЬ ИНТЕРНЕТУРОКА

Образование: Московский физико-технический институт, факультет аэрофизики и космических исследований, 1970 г. Кандидат физико-математических наук. Кандидат физико-математических наук. Имеет научные труды и запатентованные изобретения.

С 1989 года занимается предпринимательством в области высоких технологий.

В 2002 году основал фармацевтическую компанию «Аквион».

В 2009 году основал ИнтернетУрок и начал создание цифровой библиотеки видеоуроков для более эффективного обучения школьников.

В основу подхода школы к образованию была положена Концепция школы будущего М.И. Лазарева: для жизни в современном меняющемся мире важнее всего понимание явлений и процессов.

Все художественные произведения передают читателю множество смыслов, которые существуют помимо очевидного – сюжетного. Вы помните в подробностях все книги, которые изучали? Когда мы читаем сказки или ребёнок смотрит мультфильмы, то их непосредственное содержание также забывается. Значит ли это, что читали зря? Нет. Наш мозг, независимо от пожеланий, производит анализ поступившей информации и делает смысловую выборку, необходимую для выживания и нормального функционирования.

Вокруг нас бесконечно много информации

Чтобы действовать, нужно отсортировать самое значимое. Если сказано что-то важное – то это уже теория. Мы называем ее по-разному – теория, стереотип, шаблон, предрассудок – но всё это, на самом деле, выборка или «свертка» информации. Допустим, я не люблю людей с голубыми волосами. Это предрассудок. Но у меня и теория такая может быть.

Если сказано что-то важное – то это уже теория.

Сказка

Вот мы читаем сказку про солдата и огниво. «Огниво», Ханс Христиан Андерсен. По сюжету солдат идёт, встречает бабку. Она предлагает ему некие совместные действия: «Я тебя спущу в дупло – там золото. Ты возьмёшь столько, сколько хочешь. И там ещё будет огниво. Его ты захвати для меня». Солдат не так много денег накопил за военную службу. Ему это выгодно. И это выгодно всем. Соответственно, солдат говорит: «Да». Сделка заключена. Сюжет изобилует подробностями – там присутствуют три собаки со своими судьбами, и повторы – чтобы детям было все понятно. Но суть от этого не меняется… Всё идёт по плану, солдат овладевает огнивом, но бабке его не отдаёт. Более того – он её убивает. Потом появляется принцесса, и солдат на ней женится. Собаки, которые охраняли золото и которых он обманул, при помощи бабкиных уговоров, стали ему служить. При этом, по ходу сюжета, они убивают отца и мать принцессы. Но главное не в этом. У солдата в результате всё хорошо. Он женился на принцессе.

Теперь я спрашиваю ребёнка, которому читал вслух: «Слушай, как-то нехорошо солдат поступил – обманул, получается? Пообещал и обманул?» Это же не хитрость, которая присутствует в сказке «Ворона и лисица», когда лиса уговорила ворону каркнуть. Лиса изначально с вороной ни о чем не договаривалась. Не обещала, что не убежит с сыром. В других сказках – наших в том числе – различается военная хитрость (когда исходно известно, что участники враждуют) и другое (когда участники договорились и заключили контракт). Во втором случае обман – это всегда нехорошо.

К людям из другого сообщества вполне допустимо применять другую логику и другую мораль.

Так вот я спрашиваю: «Нехорошо же поступил?» Ответ: «Да ладно, ну она же плохая – давай дальше». Что в этом ответе содержится? Что значит «она же плохая»? Это разграничение «свой – чужой». То есть со своими нужно выполнять контракт, а с чужими можно и не выполнять. Такое отношение к договору, контракту проявляется во многих исторических событиях и в некоторых высказываниях. Согласно английскому афоризму: «Если джентльмены проигрывают, они меняют правила игры». То есть после проигрыша джентльмен может вести себя по-другому. Что в этом скрыто? То, что к людям из другого сообщества вполне допустимо применять другую логику и другую мораль.

«Как же так?! Солдат не выполнил контракт?! Это же нехорошо…». Ребёнок может ответить: «Да они плохие». Но все же вы посеяли сомнения и чуть-чуть подвинули сознание. Чуть-чуть научили сопротивляться манипуляциям. Что будет очень полезно в жизни.

«Кот в сапогах»

«Кот в сапогах» из той же серии. Он же обманывает короля – полей маркиза Карабаса не существует! Но всё так забавно написано... С использованием сослагательного наклонения – это когда мы оставляем свободу выбора человеку. Согласитесь, что по-разному звучит пожелание: «Пойди открой форточку». Или: «Не мог бы ты открыть форточку?». Во втором случае мы уважительно относимся к ребёнку, оставляя ему свободу выбора и действий – ты можешь выполнить просьбу, а можешь и отказать. Это и есть сослагательное наклонение, которое и он будет использовать, когда подрастёт. Это такая относительная свобода, очень важная для развития интеллекта.

Сюжет

В любой сказке есть сюжет, а где-то рядом идёт информация. Именно её фиксирует мозг, и она может быть главной. Почему главной? Потому что в жизни мы принимаем два типа решений – одни рациональные другие иррациональные, или нерациональные. Можно сказать, что рациональное решение – это такое, которое примут два совершенно разных человека одинаково. Например, как быстрее добраться из одной точки в другую? Если подумать хорошо и использовать навигатор, то решение будет единым, независимо от убеждений и политических взглядов.

Иррациональное решение может быть таковым только снаружи. Человек смотрит на событие и говорит, что всё сделано так, как нужно было сделать для тебя. Но ты книжки в детстве другие читал, у тебя устройство души другое, и ты поступил бы как-то иначе. Нерационально, с его точки зрения. Нерациональные решения – это решения по тем задачам, где есть реальный человеческий выбор. И тут играет большую роль то, как человек воспитан и чему его учили в детстве. Именно то, что произошло с ним до пяти-шести лет.

Сравним некоторые мультфильмы

В одних кто-то за кем-то гонится и сразу есть ярко выраженный плохой и хороший герой. Понятные свой и чужой. Обычно, слава богу, хорошие побеждают, а плохие наказаны. Всё здорово.

Но есть же и совершенно другие фильмы. Возьмите для примера всеми любимый мультфильм «Простоквашино». Там и плохих-то героев нет. Есть немного вредный почтальон Печкин… Да и то, как известно, «потому что у него велосипеда не было». Плохого он ничего не делает и даже, наоборот, помогает. Прекрасный и забавный фильм, который с удовольствием смотрится. Там очень много творчества и непростой поучительный сюжет.

Разделить всех на своих-чужих, устроить между ними борьбу, а дальше только рисовать – это очень простой путь. Соответственно, на разных фильмах вырастают очень разные люди. И в критических ситуациях, когда рационального решения просто нет, эти люди поступают по-разному.

Когда мы читаем сказку, мы проживаем маленькую жизнь рядом с детьми.

Нужно учитывать, что они в этот момент воспринимают попутную информацию. Вот представьте, что вы очень много говорите, что нужно читать, а сами не читаете и ребёнок не видит вас с книгой. Это будет важнее, чем все разговоры. Нужно учить детей читать внимательно и на какие-то моменты ставить акценты. Потому что именно попутная информация формирует душу или ту часть сознания, которая позже будет принимать самые главные нерациональные решения.

Вопросы психологии

InternetUrok
26 марта 2019
InternetUrok 5 741
Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru

Понравилась статья?

Также по теме:

все статьи
InternetUrok
Обратный звонок
Оставьте номер телефона и мы перезвоним вам в течение 15 минут (по будням c 10.00 до 19.00)
Услуга бесплатная
Личный кабинет ученика
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Войти
Рады видеть вас снова!
InternetUrok
Впервые на сайте?
Начните заниматься уже сегодня
зарегистрироваться
Первая неделя бесплатно!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Спасибо!
Инструкции по восстановлению пароля отправлены на ваш email
Подтверждение
номера телефона
На ваш мобильный телефон отправлен код подтверждения, введите его ниже, чтобы закончить регистрацию
Отправить код ещё раз
Не приходит смс?
Если СМС не приходит в течение 5 минут, проверьте, что вы правильно указали свой номер телефона. Если данные верны, то, возможно, у оператора возникли технические проблемы. Попробуйте получить код ещё раз.
Отправить код повторно можно будет через :
Скоро экзамены,а я ничего не знаю
  • Учитель объясняет так, что мне ничего непонятно.
  • Темы проходим бегло, а сдавать надо супер-подробно.
  • Некоторые темы нам вообще не объясняли!
Добро пожаловать
в приемную директора!
Эта форма предназначена для отправки обращений напрямую руководству школы. Вы можете воспользоваться формой, в случае если вы ранее обращались со своим вопросом или предложением в наш контакт-центр и вы по каким-либо причинам посчитали ответ неудовлетворительным или принятые меры — недостаточными.

Чтобы мы могли ознакомиться с историей вашего обращения, пожалуйста, прикрепите к форме скриншот переписки с нашим контакт-центром.
Суть вашего обращения
Срок рассмотрения обращения - 3-5 раб.дней
Спасибо!
Мы рассмотрим ваше обращение в течение 3х рабочих дней и свяжемся с вами.