InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok Назад

Поколение Z: проблемы, о которых не говорят

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем какие проблемы у поколения Z. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

«Сделайте фотографию на телефон и сбросьте ее на номер, с которого я звоню …» – тридцать лет назад эта фраза могла стать поводом для помещения говорящего в психушку. Однако едва ли такая просьба кого-то удивит сегодня. Мир меняется стремительно. С развитием технологий изменяются возможности, а с ними и сам человек.

Поколением Z считаются люди, родившиеся с 1997 по 2012 годы. Это первое поколение, полностью живущее в эпоху цифрового пространства. Таких ребят принято наделять особыми свойствами и способностями. Насколько это объективно? Чем чреваты свойства для их носителей, в будущем? Об этом мы беседуем с психологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой. 

Дарья: В силу физиологических особенностей скорость восприятия информации в детском и подростковом возрасте значительно выше, чем у взрослого человека. Поэтому и происходящие изменения особенно ярко заметны именно на молодежи. Кроме того, молодые люди не имеют того багажа знаний, который заставляет сомневаться в новшествах и перепроверять их продуктивность. А то, что не вызывает сомнений, усваивается быстрее. Цифровой мир – реальность, которая присутствует в нашей жизни, независимо от желания. Для молодежи она является значимой частью жизни.

При этом дети, рожденные в 2010 году в Москве и, например, в Нигерии, – абсолютно разные люди. Возрастная принадлежность последних к поколению Z весьма условна и, конечно же, не наделяет никого особенными свойствами и потребностями.

Корр.: То есть уникальные признаки определяются исключительно отношениями с гаджетами?

Дарья: Научно-технический прогресс является определяющей чертой. Все базируется на том, что эти дети обладают чем-то, без чего мы учились обходиться и лишь позже адаптировались к новым возможностям. Они же с этими возможностями родились, и гаджеты – естественное дополнение их самих.

Корр.: Какие осязаемые для других людей особенности накладывает на человека такое приложение?

Дарья: Они более свободны, ведь у виртуального пространства фактически нет границ. У них меньше страхов. Но есть и минус – притуплено чувство такта.

Бестактность как побочное явление технического прогресса

Дарья: Из-за того что активность уходит в компьютер, размываются условные границы. Человек не знает, когда лучше замолчать, и не понимает, зачем это делать.

У представителей предшествующих поколений в детстве много места занимали подвижные игры. В них необходимо чувствовать другого человека, и ребенок невольно учился контактировать так, чтобы всем было хорошо. Если же контакт происходит исключительно через компьютер, то границы собеседников неосязаемы. Общаясь с молодежью, более зрелое поколение отмечает давление и излишнюю настырность. Иногда это раздражает и приходится повышать тон. Но как только это происходит, со стороны ребенка возникает спокойное: «Ну чего ты кричишь, я все понимаю».

Корр.: Ну, юношеский максимализм и энергичность всегда были определяющими чертами молодежи. А в интернете, как и в жизни, при участии в форумах и дискуссиях ты вынужден следить за языком. Везде есть злые админы и модераторы, которые могут запросто отправить тебя в бан...

Тем не менее есть ли действенные методы развития тактичности?

Дарья: Тактичность всегда воспитывается через тактильность. Touch («тач») – «прикосновение». Такой контакт дает начало бережного отношения человека к человеку. Ты видишь и ощущаешь боль, которую рождает давление и негатив. И счастье, которое начинается с доброго слова. Так развиваются эмпатия, переживание, сочувствие. Через понимание, что «и мне было бы больно». В реальном мире это видно наглядно, в отличие от рекламного Instagram, где непонятно, что на самом деле происходит с твоим визави по ту сторону монитора.

При этом речь сейчас не идет об ответственности за свои слова и поступки.

Корр.: То есть, наши дети более или менее ответственны, чем мы?

Дарья: Умение быть ответственным закладывается семьей, окружающей средой и примерами. Если родители – люди ответственные, то они, как правило, умеют это передать. Ребенок возьмет от них это качество.

Доступность информации – открытость души и повышенная обучаемость

Дарья: Так получается, что на каждое поколение ложится какая-то задача. Кто-то побеждает в войне, а кто-то восстанавливает страну после очередной революции. Задача поколения Z – больше работать головой. У них значительно меньше бытовой неустроенности и проблем с организацией жизни. Как правило, имеется какая-то жилая площадь. Статистика показывает, что сейчас мы значительно лучше обеспечены жильем, чем 20 лет назад. Современные технологии обеспечивают продуктивность медицины и определяют экономические закономерности. Открыты не только виртуальные, но и реальные границы. То есть в целом условия более приемлемы для жизни и ограничений значительно меньше.

Корр.: Как это отражается на человеке, кроме возросшей продолжительности жизни?

Дарья: Есть факт: с возрастом учиться становится тяжелее. До 18 лет мозг впитывает новую информацию словно губка. Максимально быстро вырабатываются и новые навыки. Живя в открытом, быстро меняющемся информационном пространстве, человек получает умение быстро учиться и разбираться в технологиях быстрее, чем те, кто сталкивается с ними в зрелом возрасте.

То есть для нас процесс обучение предполагает усилие. Для них – данность, и он столь же естественен, как ходить и говорить. А заодно печатать смс, делать фото и отправлять их на почту. Кто-то обращал внимание, с какой скоростью они печатают смс?

Корр.: Распространяется ли обучаемость на что-то кроме печатания смс? Тем же языкам их обучить легче, чем их родителей?

Дарья: За счет открытости и большего информационного поля – конечно. Чтобы иметь возможность потренироваться и поговорить с носителем иностранного языка, старшим поколениям приходилось что-то придумывать. Сейчас достаточно нажать несколько кнопок. Можно легко получить доступ к оригиналам фильмов или к любой музыке. Китайский, японский, любой другой язык доступны для изучения в лучших школах. Для этого даже не нужно вставать с кресла. Информации больше, чем можно освоить. Главное – грамотно выбирать. Кстати, и в школу сейчас пришло поколение учителей, которое хорошо ориентируется в информационном потоке и может этому обучить. То, что человек, не напрягаясь, может получить почти любую информацию, обуславливает его открытость.

Современные ребята не столь подвержены эмоциям. Они не сильно переживают о деньгах, с другой стороны высоко себя ценят. Там, где старшие, дорожа отношениями, стараются сгладить ситуацию, промолчать, чтобы не обострять конфликт, они просто развернутся и уйдут без особых переживаний. В отношениях со старшими по должности или по возрасту пиетет и уважение присутствуют только в том случае, если характеристики подкреплены соответствующими знаниями и умениями.

При этом, если работа устраивает в плане заработка, то и к неуравновешенности руководителя они отнесутся без эмоций, списав эти качества на побочный эффект.

Завышенные ожидания и как с ними бороться

Корр.: Работодатели, работающие с молодежью, отмечают завышенные требования к заработной плате, желаемый объем которой явно не соответствует количеству умений…

Дарья: Ну это больше касается завышенных ожиданий. «Я такой молодец, что пришел. И я не собираюсь работать за копейки». Важно понять, что именно явилось причиной завышенных ожиданий. Возможно, тот же Instagram или нечто подобное. «Ей тоже 25, но она ездит на бентли по Монте-Карло. Чем я хуже». Но предыстория «киношной» девушки не показана. Возникают фантазии, что если прийти к работодателю, то он тут же выпишет большой оклад. Это тот случай, когда фантазия вступает в конфликт с реальностью.

Как все будет происходить у этих ребят в дальнейшем, сейчас сложно прогнозировать. Ведь старшим представителям поколения Z всего-то по 20 лет. Скорее всего, им придется примириться с тем, что реальность другая, не такая как в кино. И никто не будет платить за стандартные, далекие от эксклюзивных услуги огромные деньги. Если осознание этих реалий не произойдет, то возможны психические расстройства. Уже сейчас процент таких срывов начинает расти.

Когда я, как психолог, сталкиваюсь с этим явлением, то честно задаю вопрос: «А откуда взялось мнение, что все увиденное в интернете однажды прибежит под дверь, если вы не прилагаете для этого усилий? Даже если ты хочешь стать женой миллиардера, то совершаешь для этого понятные действия. Посещаешь определенного рода мероприятия, следишь за собой. Место случайности есть всегда, но имеется и возможность увеличить ее вероятность. Повысить свой шанс».

Чтобы примирить желания с возможностями, важно научиться уходить от созерцания цели в процесс ее достижения. Если процесс интересен, то можно надеяться на достижения и карьеру в этой области. Если его не учитывать, то большое разочарование неизбежно. Нужно позаниматься тем, что ты действительно любишь и с чем связываешь свое будущее. Попробуйте формировать будущее в миниатюре, проходя все ступени.

Клиповое мышление – путь к депрессии

Дарья: Депрессия держится на обиде и грусти: «Мне вселенная не дала того, чего я так хотел»! И скорее всего, лет через десять нас ожидает повышенный депрессивный фон. Пока человек думает, что ему кто-то что-то должен дать, у него будет случаться депрессия. Как только он поймет, что для достижения желаемого нужно приложить усилие и что-то самостоятельно сделать – встать, пойти и взять – и для этого понадобится время – она пройдет.

Корр.: Часто и много можно услышать про клиповое мышление. Как остро стоит эта проблема у молодежи?

Дарья: Проблема очень остра для всех, а не только для молодежи. Клиповое мышление – это восприятие той информации, которая лежит на поверхности. Когда сознание воспринимает реальность как небольшой фильм, где есть вступление, завязка и развязка. Он легко воспринимается и помогает расслабиться. Для долгого рассматривания и анализирования сюжета нет ни времени, ни желания. Так происходит, когда информации слишком много. И мы уже 20 лет так живем.

Корр.: Способен ли человек с клиповым мышлением все-таки остановиться на чем-то для вдумчивого разбора материала?

Дарья: Если информации много, но она не используется, то превращается в информационный мусор. Есть иллюзия возможности выбора, но на самом деле его нет, если человек не умеет сосредотачиваться и вычленять главное. Копание вглубь заставляет прилагать усилие и напрягаться. Легче поддаться иллюзиям.

Корр.: Как помочь человеку не утерять возможность выбора и в большом количестве информации определить, что именно нужно копать вглубь?

Дарья: Нужно больше рассуждать о ценности глубоких познаний и отношений. В конце концов, именно глубокие познания в каком-то вопросе делают человека востребованным в обществе и в профессии. Мы живем в то время, когда талантливым ребятам, которые умеют работать, реально открыты все дороги. Это нужно подчеркивать, знакомить с такими примерами.

Об отношении к семейным ценностям и общению

Дарья: Нельзя сказать, что современная молодежь стремится найти себе пару. Если брать предыдущее поколение, то при всей тяге к обучению и работе все осознавали, что вдвоем это делать проще. Сейчас на первом месте оказывается самореализация и лишь потом – построение семейных отношений.

При этом им нужен коллектив, компания. Они активно общаются, но больше в чатах. Зачастую им писать удобнее и легче, чем говорить. Это естественно, ведь на письме можно лучше изложить свою точку зрения, легче сделать грамотное обоснование, изложить материал последовательно. Иногда плюсом является и то, что в изложении меньше эмоций, больше фактов. Однако это же является и минусом в психологическом плане. И выливается в неумение наладить контакт в реальной жизни, построить крепкую семью.

Корр.: Поколение X, Y, Z. Какое следующее?

Дарья: Хочется надеяться, что все глобальные революции и потрясения уже произошли и каких-то особых отличий поколения Z от последующих не будет. Тогда при продолжающемся бурном развитии технологий все процессы придут в норму и «завышенность ожиданий» молодых людей постепенно войдет в русло, определяющееся собственными способностями, умением учиться и работать. Это поможет им становиться более адаптивными.

Корр.: То есть, если не будет значительных отличий и новых мегазадач, то проблемы отцов и детей начнут сглаживаться? Как ускорить процесс и пробить стену непонимания между поколениями уже сейчас?

Дарья: Наверное, просто нужно меньше придавать внимания физическим характеристикам. В них часто присутствует внутренняя установка, которая имеет мало общего с реальностью. Общаясь в интернете, на форумах, специалисты высокого уровня меньше всего уделяют внимание возрасту собеседника и часто по-дружески и «на ты» обращаются к человеку как минимум раза в два старше или младше себя. При этом у обоих в реальной жизни могут присутствовать сложности. У одного – в общении с родителями. У другого – с детьми.

Есть такая шутка о том, что мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один. Проблемы отцов и детей, на самом деле, не в разнице возрастов, а в умении быть открытыми друг другу. И здесь все зависит от желания снять границы. И если отвечать на вопрос, как это сделать, то в первую очередь нужно определиться с тем, насколько искренне это желание.

Вопросы психологии

InternetUrok
07 апреля 2021
InternetUrok 7 572
Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru

Понравилась статья?

Также по теме:

все статьи
InternetUrok
Обратный звонок
Оставьте номер телефона и мы перезвоним вам в течение 15 минут (по будням c 10.00 до 19.00)
Услуга бесплатная
Личный кабинет ученика
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Войти
Рады видеть вас снова!
InternetUrok
InternetUrok
восстановить пароль
Впервые на сайте?
Начните заниматься уже сегодня
зарегистрироваться
Первая неделя бесплатно!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Спасибо!
Инструкции по восстановлению пароля отправлены на ваш email
Подтверждение
номера телефона
На ваш мобильный телефон отправлен код подтверждения, введите его ниже, чтобы закончить регистрацию
Отправить код ещё раз
Не приходит смс?
Если СМС не приходит в течение 5 минут, проверьте, что вы правильно указали свой номер телефона. Если данные верны, то, возможно, у оператора возникли технические проблемы. Попробуйте получить код ещё раз.
Отправить код повторно можно будет через :
Скоро экзамены,а я ничего не знаю
  • Учитель объясняет так, что мне ничего непонятно.
  • Темы проходим бегло, а сдавать надо супер-подробно.
  • Некоторые темы нам вообще не объясняли!
Перейти на семейное обучение
в школе по месту жительства
Вы можете официально перейти на семейное обучение и учиться в Домашней школе InternetUrok с учителем.
Как перевести ребенка на семейное обучение?
  • Проинформировать о своём решении органы местного самоуправления (департамент/управление образования).
  • Изображение должно быть цветным.
  • Все подписи, штампы и прочие элементы должны быть чётко видны.
Особенности:
  • зачисление и аттестация проходят очно, бесплатно;
  • оценки, полученные в Домашней школе InternetUrok, при аттестации местной школой не учитываются. Но вы можете предложить вашей школе начать сотрудничество с Домашней школой InternetUrok, передав предложение о партнерстве.
Официальное зачисление
в режиме одного окна
Домашняя школа InternetUrok.ru совместно с рядом школ-партнёров осуществляет официальное зачисление дистанционно.
Наши школы-партнёры — это общеобразовательные школы, с которыми у нас заключено соглашение о сотрудничестве. Это значит, что школы нас знают и будут работать с вами в специальном порядке. Школы расположены в разных городах России
Зачисленные ученики могут проходить государственную итоговую аттестацию (ОГЭ и ЕГЭ) на общих (для всех школ) условиях. Успешно прошедшим аттестацию выдается документ государственного образца: аттестат об основном общем образовании (9 класс), аттестат о среднем (полном) общем образовании (11 класс).
Зачислиться можно в любой момент (любой месяц любой четверти)
Зачисление в 9 и 11 класс возможно только до октября после успешной сдачи диагностических тестов.
Подробнее о процедуре зачисления в режиме «одного окна» – см. здесь.
Добро пожаловать
в приемную директора!
Эта форма предназначена для отправки обращений напрямую руководству школы. Вы можете воспользоваться формой, в случае если вы ранее обращались со своим вопросом или предложением в наш контакт-центр и вы по каким-либо причинам посчитали ответ неудовлетворительным или принятые меры — недостаточными.

Чтобы мы могли ознакомиться с историей вашего обращения, пожалуйста, прикрепите к форме скриншот переписки с нашим контакт-центром.
Суть вашего обращения
Срок рассмотрения обращения - 3-5 раб.дней
Спасибо!
Мы рассмотрим ваше обращение в течение 3х рабочих дней и свяжемся с вами.