InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok Назад

Трудности адаптации приёмного ребенка

Оглавление

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как избежать трудностей адаптации приемного ребенка. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Движущим фактором при решении об усыновлении или оформлении опеки, как правило, является желание иметь своего ребёнка и потребность заботиться о нём. Будущие родители рисуют себе самые радужные картины, среди которых объятия, прогулки, восхищение достижениями и обоюдная безграничная любовь. Подобные ожидания обычно присутствуют и в отношении собственных детей. В случае с усыновлением родителям нужно помнить, что адаптация приёмного ребёнка требует терпения и особого подхода.

Адаптация необходима независимо от того, в каком возрасте ребёнок попадает в приемную семью. И малыш, и подросток одинаково в ней нуждаются.

Люди, обратившиеся в органы опеки, имеют чётко сформированный план, но часто не осознают полной картины совместного будущего. Многие не учитывают главного: ребёнок станет полноправным членом семьи, а значит, привычный уклад в доме изменится.

Адаптация в новых условиях

Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц.

Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:

  • возраст;
  • черты характера;
  • уровень умственного и эмоционального развития;
  • темперамент;
  • заинтересованность сторон.

Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.

Особенности поведения

При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей. Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях. К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.

Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».

Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:

  • малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
  • новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.

В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.

Как помочь ребенку с СДВГ
Что делать, если ребенку выставлен диагноз СДВГ? Как дать ему качественное образование? Что ждет его в будущем?
title

Этапы адаптации приёмного ребенка

Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе адаптации детей сирот в приемной семье неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:

  • знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
  • «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
  • «вживание» – формирование отношений;
  • «стабилизация отношений» - принятие образа жизни.

Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения.

Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Знакомство с семьёй

Адаптация приёмного ребенка

Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).

На стадии знакомства приёмные дети не отдают предпочтения кому-либо из приёмной семьи и могут быть как приветливы, так и эмоционально закрыты.

Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:

  • гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
  • сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.

Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.

Комментарий психолога:

Реалии таковы, что знакомство с приёмной семьёй происходит задолго до того, как ребёнок начинает в ней жить фактически. Оно случается в детском доме, куда приходят будущие родители. Там они знакомятся с ребёнком, а он – с ними. Сейчас, как правило, в этом процессе присутствует ещё и Школа приёмных родителей, где с семьями работают психологи. Прорабатываются всевозможные варианты развития событий с учётом особенностей конкретных персоналий. Пройти такую школу более чем полезно, потому что без неё неожиданные трудности зачастую приводят к возврату ребёнка. А это травмирует и его, и несостоявшихся родителей.

Всеобщий восторг в первый месяц совместного проживания, описанный в статье, вовсе не гарантирован. Есть объективные причины, по которым именно начало такого проживания рождает первые проблемы.

Первые проблемы

На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:

  • ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
  • высокие ожидания и требования опекунов.

Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.

В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством. Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.

Комментарий психолога:

Психологическая готовность пары принять ребёнка в семью формируется во время тех девяти месяцев, когда мама его вынашивает. Родители наблюдают за развитием, ищут пяточки на животе и смотрят УЗИ. Если же эта фаза отсутствует, то и готовности как таковой неоткуда взяться. Просто однажды появляется новый сосед со своими привычками и особенностями, в результате возникают первые неудобства. Даже если родители долго ходили в интернат, думали об этом и готовились, то для подсознания это все равно стресс. Причём и у ребёнка, и у взрослых. Первый ещё не полностью всем доверяет. А взрослым нужно привыкнуть к присутствию ребёнка. И для этого всем участникам понадобится время. Поэтому даже если первичная эйфория и присутствует, то проходит очень быстро.

В этом случае уместен общий совет: не должно быть места сомнениям в правильности принятого решения. Главное – сгибаться перед обстоятельствами и не ломаться. Уверенность прежде всего. Если у родителей всё происходит именно так, то на это будет опираться и ребёнок, чтобы со временем принять новую действительность. Нужна мягкая, но уверенная в себе мама, которая иногда может проявить и жёсткость.

Где может получить помощь приемная семья

Взять приемного ребенка – это большой шаг и ответственность. При этом стоит быть готовым к тому, что приемная семьи может столкнуться с разными проблемами. Адаптация ребенка в новых для него условиях проходит через труд и терпение.

Каждый год свыше 5 тысяч приемных детей-сирот в России возвращаются в детские дома. Это имеет серьезные психологические последствия для ребенка, а порой и для людей, не справившихся с ролью приемных родителей. Поэтому проблема работы с замещающими семьями стоит достаточно остро. Найти общий язык друг с другом и свести к минимуму риск возврата ребенка в детский дом помогают специальные общественные организации, фонды и союзы. Их список по данным Официального сайта Мэра Москвы представлен по следующей ссылке.

Не стоит бояться обращаться в такие организации. Это шаг к решению проблем, а не признание своей несостоятельности как родителя. Наоборот, вы стараетесь преодолеть кризисную ситуацию доступными способами.

Каждый может оказаться в непростой ситуации, когда появляются трудности в семье. Дети-сироты часто имеют тяжелый жизненный опыт, их травмирует потеря близких и события в детском доме. Безусловно, это влияет на их развитие и поведение. Поэтому часто найти подход к ним особенно сложно, и для адаптация ребенка сироты в семье требуется помощь специалистов.

Формирование отношений

Если в кризисный период адаптации приёмного ребёнка родители смогли создать с ним устойчивую эмоциональную связь, то этап «вживания» пройдёт с минимальными затруднениями. На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения. Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:

  • охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
  • ревность собственных детей по отношению к приёмным.

Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.

Комментарий психолога:

Основные трудности в формировании отношений у приёмных детей в подавляющем большинстве связаны с тем, что мать бросила их в раннем возрасте. И это нужно рассматривать не с морально-этической стороны, а как серьёзнейшую психологическую травму, при которой нарушено формирование привязанности как таковой. Эмпатия, привязанность, любовь формируются с нуля до трёх лет. Тут и желание искренних отношений и все тактильно-чувствительные моменты. И если это не сформировано вовремя, то потом такие дети теряют интерес к вышеперечисленному. Как следствие, таким детям впоследствии сложно налаживать контакты с людьми. Они их не чувствуют. Не понимают, зачем вообще нужны близкие теплые отношения. Никого не жалеют и легко могут броситься на человека с кулаками, если что-то не понравится. С этим в том числе связан большой процент криминала среди выпускников детских домов.

При этом если ребёнка забрали из дома малютки в годовалом возрасте, то все способности и привязанности можно восстановить. Рекомендуется чаще говорить о том, что «мы твои настоящие родители, потому что у нас к тебе настоящая любовь». Не стесняться повторять это снова и снова. Такие искренние слова формируют понимание и стремление к эмпатии и прочему. Ребёнок может поверить услышанному, а может усомниться, но подсознательно станет искать аргументы «за», и дальнейшее будет зависеть только от того, как поведут себя родители. При нормальном протекании отношений сначала зачатки привязанности, а потом и искреннее её проявление постепенно сформируются.

Основная проблема в том, что на самом деле каждая ситуация уникальна и невозможно предсказать заранее даже собственную реакцию каждого из родителей.

Стабилизация отношений

Последним этапом в становлении детско-родительской связи является стабилизация отношений. Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи. В случае неудачной адаптации дети полностью замыкаются и не могут сосуществовать с приёмными родителями.

Комментарий психолога:

Формируется отчасти как итог объективной оценки ситуации. Не нужно забывать причин, по которым возникло желание взять ребёнка. Например, если женщина по каким-то причинам не может родить, то это вовсе не значит, что она не сможет стать хорошей матерью. Возможность заботиться о приёмном малыше и дарить ему своё тепло поддержит её. Есть гормон окситоцин, который вырабатывается у матери в большом количестве при рождении ребёнка. Глядя на новорождённого, она переживает гамму чувств: любовь, нежность, привязанность. Важно понимать, что этот же гормон начинает выбрасываться и при долгом совместном проживании людей. Формируется привязанность и комфортное состояние, которое не хочется терять. И некогда совсем чужой человек со временем тоже становится родным.

Ещё стабилизации отношений очень хорошо помогают спортивные нагрузки. Они перенаправляют лишнюю энергию в конструктивное русло. Иначе могут происходить вспышки агрессии без видимых причин.

Ну и, конечно же, всегда хорошо, когда отношения подкреплены общими интересами и хобби.

Стрессовые обстоятельства

Проблемы адаптации в приёмной семье

Переходный период всегда сопровождается стрессом. Все участники находятся в непривычных условиях и испытывают дискомфорт. Негативное восприятие может быть вызвано рядом обстоятельств, среди которых следующие:

  1. Опасения по поводу воспитательной методики. Многие приёмные родители воспитывают собственных детей и имеют сложившийся опыт, но опасаются применять его в отношении нового члена семьи.
  2. Страх перед возможной неудачей. Первые неприятности, связанные с проявлением характера или несоответствия реалий предъявляемым ожиданиям, могут спровоцировать неприятие поведения ребёнка.
  3. Неприятие членами семьи. Собственные дети могут чувствовать себя уязвлёнными или даже преданными, поскольку теперь им достаётся меньше внимания.
  4. Общественное мнение. Близкие родственники, друзья или коллеги могут указывать на отрицательные стороны приёмных детей, мотивируя их несостоятельность плохой генетикой, отставанием в развитии и другими несовершенствами, вызывая неуверенность в их будущем.

В ряде случаев возникает перманентный стресс, который ведёт к отказу от воспитания и возвращение приёмного ребёнка органам опеки. Чтобы минимизировать дискомфорт, необходимо понимание, что перемены не происходят в один момент.

Как вести себя во время стрессовых обстоятельств?

Комментарий психолога:

Как правило, этот вопрос актуален до периода стабилизации. И совет тут требуется именно родителям, а не ребёнку. В такой ситуации незаменима консультация специалиста, поэтому посещением психолога не стоит пренебрегать. Во-вторых, всегда стоит помнить, что за возврат ребёнка в детский дом вас никто не осудит. Но при этом чью-то жизнь вы сделаете ещё хуже, чем она была изначально.

На всех этапах важна крепость семейных взаимоотношений и соблюдение семейных традиций. Это то, чего приёмный ребёнок был лишён изначально. Это важно и для него как наглядный пример, и для родителей, потому что иначе сложно противостоять трудностям.

Трудности адаптации приёмных детей в школе

Усыновлённые дети лишены постоянного контакта со сверстниками, в котором они находились, проживая в детском доме. Малыши или подростки, попавшие к приёмным родителям из сложных семей, часто не имеют нормальных представлений об общении, замкнуты и всегда настороже. Таким детям может быть очень сложно обучаться в школе, поскольку, кроме обретения знаний, им нужно формировать социальные связи.

Трудности адаптации приёмного ребёнка в школьной среде можно преодолеть только в том случае, если обучать его навыкам коммуникации и поддерживать эмоциональную стабильность.

С изменением среды для опекаемых детей меняется и круг общения. В новой школе им приходится заново налаживать общение с одноклассниками и завоёвывать место среди детей, выросших в обычной семье. Психологи выделяют следующие способы преодоления трудностей:

  • создание комфортной окружающей обстановки;
  • эмоциональная поддержка родителей и других домочадцев;
  • поощрение успеваемости в учёбе;
  • одобрение расширения круга школьных интересов (участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и др.);
  • посещение специалистов для помощи в развитии и социализации (психолога, логопеда, невролога).

Комментарий психолога:

Не могу избавиться от мысли, что структурирование, проведённое в статье, несколько надуманно. Формально такое поэтапное развитие отношений подходит для любого человека, приходящего в новый коллектив. Сначала он пытается всем понравиться, добиться расположения и занять значимую позицию, потом расслабляется и показывает свое настоящее лицо. Если группа для него важна, то он будет пытаться заретушировать ненужные проявления. Это естественный процесс, и приёмные дети от других не отличаются. Вполне домашний ребёнок, отправленный на лето к бабушке, поначалу будет покладист, но потом начнёт капризничать и гнуть свою линию.

На самом деле, у детей из дома малютки адаптация в значительной степени зависит от конкретных условий их прежней жизни. Кроме этого, нужно смотреть, во сколько лет и как именно ребёнок попал в детский дом. Как долго он там пробыл. В каком возрасте его оттуда забрали. Это более реальная градация набора проблем, круг которых существенно отличается по этим признакам. И если говорить про помощь в успешной адаптации, то нужно делать акцент на поддержку такой семьи психологами, с которыми нужно обязательно общаться и маме, и папе.

Если ребёнку не удаётся влиться в социум, ему поможет домашнее обучение. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности получения образования без травмирующего опыта нахождения в школьной среде и более тщательном выборе круга общения.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» удобна для обучения детей, которым не подходит обычный школьный режим. Наши учебные программы разработаны с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка – мы строим обучение по принципу свободного освоения материала. Семейное обучение не требует жёсткого режима, а способы подачи учебных материалов позволяют освоить программу в меньшие сроки, чем это требуется в обычной средней школе. Получать знания в Домашней школе «ИнтернетУрок» можно вместе с теми, кто разделяет ваши интересы и увлечения – это самый эффективный и успешный путь социализации любого ребёнка.

Вопросы психологии

InternetUrok
21 июля 2019
InternetUrok 46 572
Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru

Понравилась статья?

Также по теме:

все статьи
InternetUrok
Обратный звонок
Оставьте номер телефона и мы перезвоним вам в течение 15 минут (по будням c 10.00 до 19.00)
Услуга бесплатная
Личный кабинет ученика
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Войти
Рады видеть вас снова!
InternetUrok
Впервые на сайте?
Начните заниматься уже сегодня
зарегистрироваться
Первая неделя бесплатно!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Спасибо!
Инструкции по восстановлению пароля отправлены на ваш email
Подтверждение
номера телефона
На ваш мобильный телефон отправлен код подтверждения, введите его ниже, чтобы закончить регистрацию
Отправить код ещё раз
Не приходит смс?
Если СМС не приходит в течение 5 минут, проверьте, что вы правильно указали свой номер телефона. Если данные верны, то, возможно, у оператора возникли технические проблемы. Попробуйте получить код ещё раз.
Отправить код повторно можно будет через :
Скоро экзамены,а я ничего не знаю
  • Учитель объясняет так, что мне ничего непонятно.
  • Темы проходим бегло, а сдавать надо супер-подробно.
  • Некоторые темы нам вообще не объясняли!
Добро пожаловать
в приемную директора!
Эта форма предназначена для отправки обращений напрямую руководству школы. Вы можете воспользоваться формой, в случае если вы ранее обращались со своим вопросом или предложением в наш контакт-центр и вы по каким-либо причинам посчитали ответ неудовлетворительным или принятые меры — недостаточными.

Чтобы мы могли ознакомиться с историей вашего обращения, пожалуйста, прикрепите к форме скриншот переписки с нашим контакт-центром.
Суть вашего обращения
Срок рассмотрения обращения - 3-5 раб.дней
Спасибо!
Мы рассмотрим ваше обращение в течение 3х рабочих дней и свяжемся с вами.