InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok Назад

Что такое билингвизм

Оглавление

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, легко ли стать билингвом и с какого возраста лучше начинать учить второй язык?

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Кто такие билингвы? Чем билингвы отличаются от полиглотов и чем билингвизм отличается от склонности к языкам? Легко ли стать билингвом и с какого возраста лучше начинать учить второй язык? Разбираемся вместе с психологом. 

Билингв — это человек, свободно владеющий двумя языками, являющийся их носителем и, как следствие, носителем двух культур. Как правило, это результат сочетания нескольких факторов: предрасположенности к языкам, систематического изучения, а также, немаловажно, нахождения в располагающей среде.

Немного истории

Билингвизм как тема, требующая серьёзного изучения, привлёк внимание ученых в конце XIX века, хотя как явление и социальный фактор он был известен ещё со времён античности. Целесообразность использования именно двух языков — завоевателей и побежденных — давала повод к изучению и рождала потребность в идеальном овладении ими.

В научном мире всплеск интереса и пик исследований билингвизма пришелся на 40-е годы XX века. Долгое время явление считалось феноменом и необычным даром. Для понимания его сути ученые проводили исследования — работали с малышами и группами добровольцев, которые общались с детьми на разных языках с момента их появления на свет. Как правило, каждому малышу оказывался ближе один из языков — родной. Он был понятнее, а его изучение давалось легче. И лишь в редких случаях два языка воспринимались одинаково хорошо. 

Изначально понятие билингвизма подразумевало строго идеальное владение двумя языками. Процесс включал в себя не только свободную речь, умение читать, писать, но и способность думать на двух языках, включаться в соответствующий ассоциативный ряд, улавливать интонации, понимать сарказм и шутки.

Так кто такие билингвы

В современном мире с развитыми методическими разработками принято считать, что билингвизм у детей и подростков — это свободное владение двумя языками в той степени, при которой они чувствуют себя комфортно, общаясь с носителями любого из них. 

Важно не путать билингвизм со способностями к языкам, это разные свойства — точнее, второе в значительной мере лежит в основе первого. Если изучение иностранных языков даётся хорошо, то может идти речь об изучении большего их количества. Кстати, человек, свободно владеющий тремя языками, называется полилингвом, а четырьмя и более — полиглотом.

Существует масса классификаторов билингвизма: в зависимости от возраста начала изучение второго языка и от уровня обладания им. Но, по большому счёту, они более интересны аналитикам, нежели будущим билингвам. 

Скиллс
Навыки — это совокупное наличие знаний, умений и способностей, необходимых для выполнения поставленных задач. Навыки можно развить в течение жизни или приобрести путём целенаправленного обучения.
title

Хотите стать билингвом? Преимущества владения языками

Билингвизм дает бесспорные преимущества своему обладателю. 

  • Два языка — это обширные социальные возможности. Билингвы легко контактируют с представителями других стран и народностей. Они толерантны к носителям разных культур и легко находят с ними общий язык, ведь они сами сочетают в себе две культуры и способность переключаться между ними. 
  • Психологическая стабильность — немаловажный фактор, отмечаемый у билингвов даже в детском возрасте. Сравнивая двуязычных ребят с моноязычными сверстниками, учёные из ВШЭ, например, отмечают более высокий уровень самоконтроля, гибкое мышление, хорошо развитую вербальную память. 
  • Языковые познания влияют даже на медицинские показатели. По существующей врачебной статистике, билингвы менее подвержены сердечным заболеваниям. В частности, быстрее оправляются от инсульта, у них медленнее проходят процессы возрастных изменений мозга — разница составляет 3–4 года.
  • Двуязычие во взрослой жизни дает более широкий выбор высокооплачиваемых профессий, большие возможности быстрого карьерного роста. Например, сложно стать хорошим IT-шником без знания английского языка. А ещё есть множество узкоспециализированных исследований, результаты которых существуют исключительно на родном языке авторов-ученых. 

Дарья Кузнецова: Я столкнулась с тем, что большая часть литературы по психологии на русский язык не переведена. И так обстоит дело не только с этой наукой. В современном мире знание языков очень важно для полноценного охвата информации и формирования объективной точки зрения по значимым вопросам. Поэтому родители часто стараются дать детям возможность изучить сразу два-три языка. Кроме того, ребёнок, владеющий несколькими языками, сможет легче выучить другие их разновидности. 

Знание языков становится неотъемлемой частью повседневности. Монолингвы давно остались в меньшинстве. По разным данным, их количество колеблется от 25% до 40% от общего населения планеты. Во многих странах по 2 и более государственных языков, а больше всего их в ЮАР — 11.

Вы хотите изучить второй язык? Изучение языка и возраст

В каком же возрасте оптимально изучать второй язык, чтобы стать билингвом?

Дарья Кузнецова: У психологов нет единого мнения. Ещё недавно было принято считать, что чем раньше начинать изучение языков, тем лучше. Лет 15 назад появилось мнение, что с детства нужно учить сразу два иностранных языка, ведь активно развивающийся растущий мозг малыша впитывает информацию как губка. 

Однако при таком подходе ребёнок путается и в одной фразе использует все знакомые языки, вставляя в предложение наиболее удобные для него слова. Например, если слово ма-ши-на длинное, то он будет говорить car. Такие упрощения понятны далеко не каждому собеседнику. Возникают непредвиденные сложности при общении, и даже отказ от изучения второго языка. Это стало причиной смены приоритетов. Психологи стали рекомендовать начинать изучение второго языка после 7 лет.

Практика показывает, что иностранный язык может стать родным, если его изучение начато лет до 16–18 лет. Гораздо реже можно встретить людей, которые начали учить второй язык позднее, но владеют им идеально.

С чего начать изучение и практику второго языка? Можно ли его натренировать?

Проще учить язык, опираясь на круг собственных интересов. Если мы занимаемся спортом, то с интересом читаем о спортивных успехах и рекомендациях по их достижению. Удовольствие от путешествий предполагает внимание к традициям и особенностям тех мест, где предстоит побывать.

К слову, что такое билингвальный подход к образованию, учащиеся школ с углубленным изучением языков хорошо знают. Получение специальных знаний по отдельному предмету с использованием иностранного языка давно признано эффективным как для изучаемого предмета, так и для языка, на котором происходит познание. 

Дарья Кузнецова: Начинать нужно с простого — рекомендую смотреть мультфильмы на иностранном языке. Они предназначены для детей и им они понятны. Но даже если тебе сорок, а понимание языка находится на уровне пятилетнего ребёнка, то это работает. 

Простые животные взаимодействуют с простыми предметами и выполняют простые действия. Текст состоит из коротких слов и коротких законченных предложений, которые хорошо воспринимаются и усваиваются. Яркие картинки и звуковое сопровождение способствуют концентрации и пониманию. «Я слышу», «я вижу», «я чувствую» работают в комплексе. Задействуются все каналы восприятия. 

Три стратегии, которые способствуют эффективному освоению двух языков на высоком уровне: 

  1. Одно место — один язык. Обеспечьте использование языков, разграничивая их разным местоположением и средой. Например, дома с родителями ребёнок использует один из них, а в садике, в школе или друзьями — второй. Если такое разграничение будет присутствовать не один год, то использование второго языка станет естественным.
  2. Одно время — один язык. Нужно взять за правило в определенные дни недели или часы суток общаться исключительно на втором языке. Это может стать началом хорошей традиции, которая закрепится не на одно поколение в семье. Например,«французские вечера» с неспешными беседами под горячий шоколад с круассанами. Или «английские выходные», которые могут стать лучшим воспоминанием о детстве.
  3. Одно лицо — один язык. Идеально, если родители могут общаться на разных языках. С мамой — общение происходит на одном, а с папой — на другом. Но даже если родители говорят на одном языке, не беда — возможно, иностранным владеет кто-то ещё, с кем ребёнок общается ежедневно — родственник, друг, няня, учитель.

***

Идея поехать куда-то далеко для билингва-ребёнка не сопряжена со страхом потеряться в чужой стране. Он понимает, что, умея задать вопрос и понять ответ, справится с трудностями. 

Владеть информацией — значит владеть миром. Параллель не случайна. Чтение литературы и другой актуальной информации на языке первоисточника, возможность общаться, дружить, беспрепятственно передвигаться и делиться опытом позволяет шире смотреть на происходящее. Информация воспринимается более объемно — ведь в разных странах она подается по-разному. Это ценно понимать.

Вопросы психологии

InternetUrok
09 сентября 2021
InternetUrok 3 577
Домашняя школа InternetUrok.ru ул. Барышиха, 23, Москва, 125368 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru

Понравилась статья?

Также по теме:

все статьи
InternetUrok
Обратный звонок
Оставьте номер телефона и мы перезвоним вам в течение 15 минут (по будням c 10.00 до 19.00)
Услуга бесплатная
Личный кабинет ученика
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
InternetUrok
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Войти
Рады видеть вас снова!
InternetUrok
Впервые на сайте?
Начните заниматься уже сегодня
зарегистрироваться
Первая неделя бесплатно!
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Спасибо!
Инструкции по восстановлению пароля отправлены на ваш email
Подтверждение
номера телефона
На ваш мобильный телефон отправлен код подтверждения, введите его ниже, чтобы закончить регистрацию
Отправить код ещё раз
Не приходит смс?
Если СМС не приходит в течение 5 минут, проверьте, что вы правильно указали свой номер телефона. Если данные верны, то, возможно, у оператора возникли технические проблемы. Попробуйте получить код ещё раз.
Отправить код повторно можно будет через :
Скоро экзамены,а я ничего не знаю
  • Учитель объясняет так, что мне ничего непонятно.
  • Темы проходим бегло, а сдавать надо супер-подробно.
  • Некоторые темы нам вообще не объясняли!
Добро пожаловать
в приемную директора!
Эта форма предназначена для отправки обращений напрямую руководству школы. Вы можете воспользоваться формой, в случае если вы ранее обращались со своим вопросом или предложением в наш контакт-центр и вы по каким-либо причинам посчитали ответ неудовлетворительным или принятые меры — недостаточными.

Чтобы мы могли ознакомиться с историей вашего обращения, пожалуйста, прикрепите к форме скриншот переписки с нашим контакт-центром.
Суть вашего обращения
Срок рассмотрения обращения - 3-5 раб.дней
Спасибо!
Мы рассмотрим ваше обращение в течение 3х рабочих дней и свяжемся с вами.