Авторизация
Регистрация ученика
Регистрируясь на сайте, я принимаю Пользовательское соглашение
и даю согласие на обработку своих персональных данных (см. «Политику обработки персональных данных»).

Уже зарегистрированы на InternetUrok.ru? Войдите в аккаунт.
Регистрация ученика
Подтверждение номера телефона
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации,
чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Подтверждение e-mail

Время действия вашего аккаунта без подтверждения истекло.
Для получения инструкций по подтверждению
нажмите кнопку «Отправить инструкции».
Инструкции будут высланы на login_mail@mail.ru

Культура

1. Что такое культура? (00:00)

Здравствуйте!
Сегодня мы говорим о культуре. Обычно под культурой понимают то, что относится к искусству: литература, театр, балет (см. рис. 1). Всё это вкладывается в понятие культуры. Но на самом деле это понятие гораздо обширнее.

Рис. 1. Балет
Математика тоже часть культуры, хоть она и незаметна для большинства людей.
Под культурой в общем смысле понимают результаты человеческой деятельности, которые могут создаваться, накапливаться и передаваться во времени. Мы должны уделить больше внимания сохранению культуры.

2. Причины потери культуры (01:17)

Рассмотрим, как она теряется и почему. То, что мы имеем, – это то, что нам передали. Например, Гомер (см. рис. 2) много веков назад создал свои произведения, сначала они передавались устно, потом были записаны. А что утрачено и как это было утрачено? Была ли это случайность или к этому привели определённые события? Понимание этого может помочь нам не терять достижения культуры в настоящем и будущем.

Рис. 2. Гомер
Одним из главных событий Ренессанса (эпохи Возрождения) было осознание того, что мы можем чего-то не знать, во многом за счёт расцвета науки и культуры.

До этого считалось, что всё, что нужно человеку, написано в Библии (по христианским традициям), поэтому остальное можно уничтожать, к примеру мусульманские реликвии.

Да и совсем недавно мы видели, как афганские талибы взрывали большие статуи Будды (см. рис. 3). Зачем они это делали? От уверенности, что обладают конечным знанием. Но это неверно. Должна быть толерантность культур по отношению друг к другу.

Рис. 3. Статуя Будды
Если какая-то часть культуры мне не понятна, то это не значит, что она неправильная. Хотя я могу быть убеждён только в своей религии.

Что произошло с человечеством, если смотреть на развитие цивилизации?

Есть гипотеза, которая получает всё больше подтверждений о том, что человечество вышло из Африки и начало расселяться группами по разным частям света. Далее каждая группа развивалась сама по себе. Естественно, возникли различные религии и культуры.

И вот совсем недавно, по историческим меркам, мы «столкнулись», заняли всю планету. Это сопровождается мировыми войнами из-за столкновения цивилизаций, человечество ищет формы сожительства. Земной шар из отдельных домиков, в которых живут разные семьи, превратился в коммунальную квартиру, где все должны договариваться о том, как жить.

Ну а как утрачивались различные вещи? Например, 2500 лет назад египтяне утратили искусство строительства пирамид. За 100 лет несколько поколений потеряли навыки и научную основу технологии. И последующие постройки разрушались гораздо быстрее и не имели такого величия, как, например, пирамида Хеопса (см. рис. 4).

Рис. 4. Пирамида Хеопса
Что же произошло? Оказывается, всё очень хрупко. Достаточно нескольким поколениям не наследовать определённые знания, чтобы разрушить преемственность определённого рода деятельности. Если дом разрушился, это видно сразу, но может разрушаться некая традиция – и мы этого не заметим.

В 1945 году американцы сбросили атомные бомбы на Японию. У СССР на тот момент такого оружия ещё не было, но уже к 1950 году ситуация изменилась – нашим учёным удалось создать атомную бомбу. Что произошло за эти 5 лет? Часть секретов была получена с помощью советской разведки. Но являлось ли это определяющим фактором? Представьте, что завтра мы передадим все секреты производства истребителя в какую-нибудь африканскую страну. Сможет ли эта страна завтра или через пару лет начать производить эти истребители? Нет! Для этого нужна школа, нужно то, что человеку, участвующему в самом процессе, снаружи и не видно.

3. Сохранение культуры (07:01)

Почему существуют школы? Математическая школа, балетная школа, строительная школа – это то, что заметно. Это те умения и навыки, которые тоже входят в культуру, которые в определённой части общества сохраняются и передаются. Притом для людей из оставшейся части общества это может происходить незаметно. Скажем, те, кто передаёт своё мастерство балетного искусства, могут и не знать, что творится в математике.

В каждой школе не так много людей, потому что те, кто занимается балетом, должны быть способны к великому искусству. Математик сможет передать свои знания только способным и интересующимся математикам следующего поколения. И ограниченное количество таких людей определяет хрупкость этой системы. Теперь может быть понятно, что произошло со строителями пирамид, как исчезла их школа в Древнем Египте.

Есть примеры более древние, например утраченное умение сшивать шкуры. Когда-то остров Тасмания был связан перешейком с Австралией. Туда перешли люди, умеющие сшивать шкуры. Через некоторое время Тасмания стала островом, а когда туда пришли европейские колонизаторы, то увидели коренных туземцев, не умеющих сшивать шкуры. Их было мало, и не хватило людей, чтобы сохранить именно это искусство.


Другой пример утраты культурных ценностей – Александрийская библиотека (см. рис. 5).

Рис. 5. Александрийская библиотека
Однажды там произошёл пожар, в результате чего были утрачены многие тексты. В результате через 2000 лет Ньютону пришлось заново выводить многие законы, которые уже тогда были известны и записаны в библиотечные тексты.

Вот, что может происходить с культурой. Есть и более близкие примеры. Понимание, что мы не всё знаем, принятие этого ещё не воспринято обществом. После революции очень много храмов в России было разрушено из тех соображений, что теперь будет новая жизнь, новая история и всё, что накоплено, не нужно. Известны лозунги «Сбросим Пушкина с корабля современности» и т. д. Делаем всё заново, всё предыдущее не нужно.

Это касается не только нашей страны. В Греции было разрушено очень много мечетей после освобождения, достаточно ценных в архитектурном смысле. До этого были разрушены многие христианские храмы, когда у власти находились турки.

Особенно много потерь культурных ценностей происходит во время войн. В это время решаются совершенно другие, более важные задачи. Например, победить малой кровью. Иногда, конечно, удаётся и сохранить многие памятники, даже в таких условиях.

Например, немцы хотели взорвать Краков, красивейший город Европы, но благодаря действиям советских войск его удалось спасти от значительных разрушений. С другой стороны, англо-американская авиация выполняла ковровые бомбардировки Дрездена, целесообразность которых до сих пор весьма сомнительна с военной точки зрения.

Черчилль утверждал, что для него не существует мирного населения – ведь все эти люди работают на войну, на военную промышленность, а значит, могут быть приравнены к солдатам. Поэтому он настаивал на том, что бомбардировки немецких городов должны приводить к максимальному ущербу.

Правильного решения здесь быть не может. С одной стороны, человеческая жизнь бесценна, с другой – жизни выдающихся людей, которые аккумулированы в произведениях искусства, тоже бесценны.

Этот выбор возникает и сейчас. В Сирии американцы принимают решение о бомбардировках Ракки и тем самым уничтожают многие культурные ценности. Оправдано это или нет – рассудит история. Иногда говорят, что историю пишут победители, но с этим можно не согласиться.

Время выносит на поверхность факты, которые заставляют пересмотреть отношение к поведению победителей во время войны.


В книге Харари Юваля Ноя Sapiens написано: «В 1500 году люди ещё не могли оторваться от земли. Они могли строить башни и взбираться на горы, но воздух принадлежал птицам, ангелам и божествам. 20 июля 1969 года люди высадились на Луне. То было событие не просто историческое, но и эволюционного, буквально космического значения». Последняя фраза: «За четыре миллиарда лет эволюции ни один организм не сумел покинуть атмосферу Земли» – казалось бы, правдивая, но всё вместе создаёт впечатление, что не было никакого полёта Гагарина (см. рис. 6). Что не он первым оказался в космосе или что это не очень значительное событие.

Рис. 6. Ю. Гагарин
В Лондонском музее науки и техники нет ни одного упоминания о Гагарине. Это тоже незаметное уничтожение истории и, значит, культуры, и такого в современном мире очень много. Чем сильнее написаны книги такого рода, тем сильнее они разрушают и тем больше это знание распространяется. А вот знание истинного положения вещей остаётся у немногих людей. И как с математикой, как со строительством пирамид, очень важно его сохранить. Сохранить этих людей и тех, кто передаёт, приумножает знания в каком-то направлении.

4. Сохранение многообразия культур (16:14)

Важно понимать, что наша культура становится более разнообразной и в разных направлениях достижений всё больше. Естественно, что для сохранения непрерывности остаётся меньше людей и культура становится более хрупкой. Нужно обратить внимание на экологию культуры. И внимание к этому вопросу должно увеличиваться.

Если бы мусульманским или христианским воителям с детства прививали понимание того, что мы можем чего-то не знать, не понимать и что нужно с уважением относиться к другой культуре, другой системе ценностей, то многие памятники были бы сохранены. Сейчас, когда это понимание всё больше проникает в сознание людей, важно знать, что важнейшей задачей культуры является сохранение её многообразия.

То, что виды животных вымирают, плохо. И мы все это понимаем. То, что вымирают культуры, – это не только насильственный процесс, он может быть и естественным.

Посмотрите на территорию Франции. Там было много различных культур, из которых образовалась единая. Они все слились в одну, образовав французскую культуру. Похожая ситуация произошла и с русской культурой. Несмотря на это, некоторые вещи всё-таки были утеряны. Всё это происходит из-за отсутствия в нас главного достижения культуры – понимания ценности и её многообразия.

Существует гипотеза, что традиция перестраивать японские храмы (см. рис. 7) создалась не из-за того, что они строились из дерева, а для того чтобы не терять мастерство, которое передаётся от человека к человеку.

Рис. 7. Японский храм
Иногда нам трудно мириться с разницей культур. Например, во многих странах женщина ходит в чадре или полностью закрыта чёрным балахоном. Считается, что это нормально и так женщина должна ходить, и как тут быть? Ответа пока нет. Мы, человечество, ищем его.

5. Взаимодействие культур (20:48)

Изучая историю, можно понять, как взаимодействую культуры, как они обмениваются идеями. Больше всего это просматривается в развитии языка (см. рис. 8). Это так и называется – заимствование.

Забавно читать некоторых историков, которые утверждают, что европейская культура наследовала греко-римскую, а мы многое заимствовали.

На самом деле, всё это наследие и у нас, и у них – результат взаимодействия культур.

Рис. 8. Славянские языки
Возьмём английский язык. Раньше говорили, что англичанин в церкви говорит 80% слов с французским корнем, а дома – с немецким корнем.

Все соседствующие культуры обменивались и культурными достижениями, и языком.

6. Послесловие (23:05)

Можно задуматься над тем, зачем стоит сохранять многообразие культур. Почему бы не соединить их все в одну? Как в детстве часто мечтается, чтобы был только один язык на планете. Но такого быть не может. Потому что развитие идёт быстро и возникают неоднородности в языковой и культурной ткани. Любая культура – это некий способ решения социальных вопросов, задач взаимодействия с окружающей средой, определённый набор алгоритмов. Они разные, потому что так и нужно. Мы не знаем, какие задачи и проблемы будут стоять перед нами впереди, поэтому наша задача сейчас – сохранить это многообразие алгоритмов развития жизни.

Иногда можно услышать дискуссии на тему того, может ли культура положительно влиять на скорость развития экономики. Ответ, как мне кажется, очевиден – да. Но всё-таки это очень разные сферы. Культура – это «кто я?», а экономика – «что я имею?». Поэтому страна может иметь развитую культуру, но отставать от кого-то по части экономики. Мы можем видеть пример стран с высокоразвитой экономикой, которым всё же не хочется завидовать, потому что у них иная культура взаимоотношений в семьях, между людьми. Не бывает одного без другого, всё взаимосвязано. Так что «быть» и «иметь» нужно различать – это очень разные вещи.


Также по теме: