Авторизация
Регистрация ученика
Регистрируясь на сайте, я принимаю Пользовательское соглашение
и даю согласие на обработку своих персональных данных (см. «Политику обработки персональных данных»).

Уже зарегистрированы на InternetUrok.ru? Войдите в аккаунт.
Регистрация ученика
Подтверждение номера телефона
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации,
чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
Подтверждение e-mail

Время действия вашего аккаунта без подтверждения истекло.
Для получения инструкций по подтверждению
нажмите кнопку «Отправить инструкции».
Инструкции будут высланы на login_mail@mail.ru

Социальная сфера

1. Социальная сфера (00:00)

Вас попросили составить анкету, в которой необходимо кратко рассказать о себе. Что вы укажете? Возрастную группу, профессию, место жительства, вероисповедание или национальность. Всё это характеристика принадлежности к некоторому множеству людей. Место проживания: Новосибирск. Профессия: инженер. То есть мы определяем себя принадлежностью к неким множествам. И в этих множествах – социальных сферах – мы и проявляемся. В семье мы выполняем одни функции. Например, воспитываем детей. А в рабочем коллективе мы осуществляем свои профессиональные действия (см. рис. 1).
Рис. 1. Человек и общество
Страна – это тоже социальная сфера. Ведь, как граждане страны, мы как минимум голосуем или не голосуем на выборах – в любом случае это определённое действие, определённое намерение, которое реализуется в том или ином виде. Даже с самым большим социумом – человечеством – у каждого из нас есть контакт, ведь мы получаем возможность соприкоснуться, например, с произведениями мирового искусства.

Мы не можем определить себя отдельно от социума, от той социальной сферы, в которой происходит наша жизнь. Это можно заметить и на психологическом уровне. Достигая высокого результата или потерпев неудачу, мы часто хотим об этом кому-то рассказать, поделиться с окружающими нас людьми. То есть у каждого из нас есть определённая группа людей (её называют референтной), с которой мы внутренне себя соотносим.

Референтная группа – это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчёта для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

2. Одиночество и отчаяние (03:29)

Мы не живём в одиночестве. Даже когда нам кажется, что мы одни, мы периодически хотим рассказать кому-то о том, что видим, чувствуем, о том, что происходит. Даже если человек утверждает, что он сам по себе, совершенно отдельный индивид, всё время внутри него будет происходить контакт с его социальной группой.

Прозвучало слово «одиночество». Это чувство часто связано с отчаянием. Можно вспомнить, что отчаяние считалось одним из великих грехов. И стоит помнить, что одиночества у культурного человека быть не может. Потому что он как минимум всегда имеет доступ к книгам, написанным выдающимися людьми прошлого, которые смогли так выразить свои мысли и чувства, чтобы быть рядом с каждым из нас (см. рис. 2).

Рис. 2. Человек и книги
Именно поэтому культурный и образованный человек, когда ему кажется, что он одинок, должен обратиться к себе, подумать, почему так произошло, не в нём ли самом вина.

Было использовано слово «отчаяние». Важно помнить, что древний человек не имел таких клыков и когтей, как лев, не был настолько же силён и быстр, но сейчас мы смотрим на льва в зоопарке, а не он на нас. То есть недостатки обернулись достоинствами: мы компенсировали их общением и не просто развили систему знаков (которую имеют многие животные), а подняли её на уровень внятной речи и эффективного совместного действия. Поэтому в период отчаяния всегда полезно будет вспомнить, что недостатки могут обернуться достоинствами. Хочу привести строки выдающегося поэта Е. Баратынского:

Не ропщите: всё проходит,
И ко счастью иногда
Неожиданно приводит
Нас суровая беда.

И веселью, и печали
На изменчивой земле
Боги праведные дали
Одинакие криле.

Нужно понимать, что чувство одиночества возникает во многом из-за устроенности нашей жизни. Всего пару десятков лет назад было очень сложно выжить, не имея друзей и знакомых, которые помогут что-то узнать или сделать. Сейчас же прямое общение между людьми требуется всё меньше. Простой пример: раньше на улице гораздо чаще спрашивали, как пройти куда-либо; сейчас же многие пользуются онлайн-картами и навигаторами. Так что это чувство одиночества – во многом плата за комфорт. Результат борьбы с ним – активное использование социальных сетей (см. рис. 3).

Рис. 3. Социальные сети
Ведь в них можно презентовать себя как угодно, выложить фото, образовать группы и общаться – на том уровне, на котором мы захотим, а не вынужденно. Представим: к вам пришли гости, и в какой-то момент вы уже немного устали от этого общения, но деваться некуда; социальные сети же предоставляют возможность регулировать такие моменты и в то же время чувствовать себя частью коллектива. Понятно, что есть определённые плюсы и минусы у любых видов общения.

3. Статус (07:42)

Находясь в социуме любого уровня – от семьи до страны, мы занимаем определённое положение – статус. Положение в любой группе – в семье или, например, команде по волейболу – это статус, вне зависимости от того, насколько явно он выражен (см. рис. 4).

Рис. 4. Капитан команды
Важно обратить внимание на то, как менялись эти координаты и статусы. Когда-то статус был главным, что человек имел. Например, возьмём поэму «Скупой рыцарь» А. Пушкина: там видно, что это совершенно разные вещи – статус и деньги. И человек, который выше по статусу, сильнее и значимее даже своего кредитора. Было так. И свои психологические плюсы в этом были. Не зря же в Индии, одной из старейших цивилизаций, есть касты. Касты были узаконены, потом стали традицией, которая в какой-то мере сохранилась до сих пор. В таком делении общества на слои есть психологические плюсы: положение человека из другой касты не является предметом зависти – он ведь совершенно другой.

Сейчас таким мейнстримом человеческой цивилизации стало равенство – политическое, юридическое. Именно это и разрушило предыдущую структуру стратификации.

Статья 19 Конституции РФ

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Часто заметно различие между слоями, реализуемое именно в богатстве: любая структура, любой фактор имеет такое различие. Но, конечно, в обществе есть мобильность. Люди из одного слоя могут переходить в другой. Когда-то можно было заработать дворянство, перейти в статус дворянина из простых людей (см. рис. 5). Это было сложно, редко, но это было.

Рис. 5. Дворянин
Елисеев Пётр Елисеевичкупец родом из деревни Новосёлки Ярославского уезда Ярославской губернии. Его предки находились на положении экономических крестьян, считающихся свободными людьми, плативших подати государству.

Пётр Елисеевич переселился в Петербург в 1813 г. в возрасте 37 лет и перевёз свое семейство. Он открыл в Санкт-Петербурге лавку на Невском проспекте, в доме купца Котомина, также уроженца Ярославской губернии.

К концу 1818 г. Пётр Елисеевич скопил капитал, достаточный для вступления в купеческое сословие 3-й гильдии.

4. Образование (11:27)

Раньше можно было заработать много денег любым способом: ограбить кого-то, придумать что-то, изобрести. А сейчас, в сложившемся обществе, какие есть методы, социальные лифты? Это образование и культура. Мы можем видеть, что высокообразованные люди хорошо зарабатывают. Другое дело, что образование имеет свою направленность: если сейчас юристов стало много, то новым специалистам трудно пробиться в этой области.

Вот и возникает вопрос: как угадать, правильно выбрать свою профессию. В любом случае можно быстро переучиться, если вы получили базовое хорошее образование в школе – тогда навык переучиваться останется. Нас ждёт ситуация, когда изменение статуса в обществе будет зависеть от образования (см. рис. 6).

Рис. 6. Выпускники
Об образовании можно сказать так: природа равнодушна к нам. Она как даёт нам шансы, так и устраивает неприятности, не помогающие нам в развитии. Но это случается, а чтобы реализовать свои шансы, возможности в складывающейся ситуации – для этого нужно образование. Ведь образование как зрение: вы не можете заметить возможность для своего продвижения, не имея образования.

5. Факторы проявления себя в социуме (13:36)

Есть два фактора, которые влияют на наше поведение:

1) стремление к сотрудничеству, так как вместе мы можем сделать больше;

2) соперничество – внутри группы это тоже есть.

Оба эти фактора сложились ещё в дочеловеческую эпоху развития. Они определяют всё. Сотрудничество создаёт группу, а внутри группы происходит расслоение, так как её члены пытаются добиться некоторого статуса внутри группы. Два фактора создают иерархию.

Социум, в котором мы вращаемся, двусторонен. С одной стороны, он даёт нам возможность проявить себя, свои способности, а с другой – задаёт нам ограничения и роли. Ограничения – это социальные нормы. Каждый чувствует и понимает, что прилично, а что нет, что в данном обществе обычно, естественно, а что вызовет осуждение окружающих или будет противоречить закону. Нужно понимать, что зачастую общество как будто бы близкое, например европейское, может иметь разные нормы поведения. Например, на папертях православных храмов есть нищие, а вблизи протестантских храмов их нет (см. рис. 7).

Рис. 7. Нищие на паперти
Этому есть обоснование. В протестантизме другая установка: тот, кто беден, не отмечен Богом, а достаток в этом мире означает своеобразную степень признания, значит, к достатку следует стремиться. Возможно, благодаря этому протестантские страны в среднем более благополучны в экономическом смысле (см. рис. 8). Другое дело, что там и в семьях другое отношение к родственникам.

Рис. 8. Страны с большим количеством протестантов
Говорят, что в социуме естественно проявляется неравенство. Если есть статус, то разные люди занимают эти статусы и неважно, что это за статус: сословный, денежный или профессиональный.

6. Неравенство (17:22)

Можно сказать, что неравенство естественно, потому что мы неодинаковы. Культура и наше общество выравниваются. Способности могут быть разные, можно быть способным в разных областях. Допустим, сейчас умения моего товарища более востребованы, чем мои. И его специальность значительно выше оценивается обществом. Но для общества 50 лет немного, а для человека это фактически вся зрелая жизнь. Но нужно заметить, что происходит выравнивание: коммунизм побеждает, только, может быть, не тем способом, которым объявляли когда-то его победу.

Если несколько сот лет назад человек-феодал мог в городе скакать на коне, а ни у кого больше в этом городе коня не было, или у феодала был удобный дом, а все остальные ютились в хижинах без удобств, то сейчас всё это выравнивается. Да, один ездит на очень дорогой машине, а другой на машине намного дешевле, но они оба имеют машину. Практически все имеют телевизор, уже не говоря о том, что раньше человек, не живший в большом городе, не мог посмотреть театральную постановку или послушать концерт. Сейчас абсолютно все имеют такую возможность, в частности благодаря интернету.

От каждого по способностям, каждому по потребностям – лозунг, популяризованный Карлом Марксом в «Критике Готской программы» в 1875 году. Данный принцип относится к свободному доступу и распределению товаров и услуг. По марксистскому представлению, такая схема будет возможна в результате избытка товаров и услуг, которые будет производить развитое коммунистическое общество.

Каждый может взять себе то, что может потребить, каждому по потребностям дано. Представьте, что вы отвечаете за успех какого-то сообщества. В этом сообществе люди производят товары, которыми обмениваются и пользуются. Представьте, что кто-то более успешен, а у вас есть ресурс помогать, потому что вы хотите, чтобы всё общество продвигалось вперёд. Вот кто-то более успешен в производстве обуви, но есть и менее успешные. Если у вас есть ресурсы, кому вы поможете? Тому, кто отстаёт, чтобы была справедливость и равенство? Или тому, у кого получается? Вероятно, что вы сами примете решение помогать тому, кто более успешен. Так получается в той части рыночных отношений, которые можно считать развитым рынком: те, кто более успешен, получают больше прибыли, собирают больше денег и двигаются дальше (см. рис. 9).

Рис. 9. Успешный бизнес
Мы говорили о предприятиях, но то же самое получается и с людьми. Именно те, кто прошёл дальше, придумывают и создают компьютеры и дешёвые технологии производства автомобилей, чтобы они были у всех. Получается, что это выгодно, если рассматривать общество не только сиюминутно. А если рассматривать его во времени, то выгодно, чтобы те, кто успешен, свою способность к успеху развивали дальше. Неравенство несправедливо, но если рассматривать его во времени, то оно ведёт к успеху и даёт возможность развиваться всему обществу.

Жаловаться на неравенство хочется, это вполне естественно. Думать, почему я такой, стремлюсь к чему-то, хочу что-то сделать, а мне не везёт. На самом деле, можно сказать, что природа равнодушна, всем шансы распределены приблизительно равномерно.

Важно уметь их увидеть и применить. Нужно смотреть на примеры людей, которые поднялись с помощью этого социального лифта и говорят о том, что есть такие возможности. Очень важно понимать, что ты имеешь, а чему завидуешь. Если посмотреть, то всегда ты имеешь очень много (жизнь, свободу, радость собственных поступков и ответственность за них), чтобы перенести и простить обществу неравенство.


Также по теме: